18 сентября на сцене Государственного культурного центра-музея им. В.С. Высоцкого по адресу: Нижний Таганский тупик, д. 3, – состоится показ спектакля «Райские яблоки». Стоимость билетов от 300 руб. Количество мест в зале – 130. Тел. для справок и заказа билетов +7 (916) 719-15-14.
Светлана Григорьева и Алексей Зыков познакомились восемнадцать лет назад. Казалось бы, обыкновенная, ничего не предвещающая ситуация: Светлану попросили заменить певицу, которая по каким-то причинам не смогла участвовать в двухнедельной концертной программе. «Самое смешное, – говорит Светлана, – что все четверо исполнителей, музыканты и певцы, участвовавшие в этой программе, друг друга не знали». И в этом тоже нет ничего необычного, однако… Оказалось, что у Светланы и Алексея великолепно сливаются голоса. Они заметили это практически сразу. И решили создать дуэт. А после завершения концертной программы, что называется, с налёту записали на радиостанции «Маяк» одиннадцать классических романсов.
За эти годы Светлана и Алексей вместе и по отдельности много выступали, записывали диски, стали лауреатами «Романсиады» в 1997 году, создали несколько совместных программ, в которые входят любимые обоими романсы и лирические песни. К 25-й годовщине со дня смерти Владимира Высоцкого артисты поставили спектакль «Райские яблоки». Надо сказать, что исполнительская манера Алексея Зыкова близка к манере Владимира Семёновича настолько, что порой кажется: поёт сам Высоцкий. При этом Алексей не копирует его, а, как он сам выражается, воспроизводит.
Зыков увлёкся творчеством Высоцкого очень давно и с удовольствием пел его песни. И в какой-то момент решил: эти песни должны звучать с большой сцены. Почему? «Время пришло, – говорит Алексей. – Ведь вовсе не обязательно, чтобы стихи Пушкина читал сам Пушкин. Да и как бы он смог сделать это в наше время? Так и родился спектакль, основанный на документальном материале, где нет места импровизации. Очень жёсткий, драматичный. Мы со Светланой в нём ничего не играем. Мы просто вот в такой художественной форме, что называется, излагаем материал».
И Светлана дополняет: «В отличие от спектакля, в романсах мы можем пошалить, подурачиться, мы в них купаемся, общаемся друг с другом. Мы выстраиваем в романсе какие-то взаимоотношения. Мы то в одном образе, то в другом, то ругаемся, то миримся, у нас там абсолютная свобода, мы можем переставить местами романсы, поменять акценты, настроение. Мы переложили многие романсы на дуэты, и они слушаются логично. Исполнение дуэтом – это не пение вдвоём и даже не пение на два голоса. В каждом романсе у нас присутствует драматургия. Маленькая история любви, у которой есть все атрибуты театральной пьесы: завязка, кульминация, развязка, есть внутренний монолог актёра, без которого невозможно достоверно сыграть роль. И неважно, что романс звучит пять минут, а не длится два часа, как драматический спектакль. Здесь важно пропустить всё через себя, чтобы исполнение не было пародией на чувства. И на эти эмоции люди откликаются».
Спектакль «Райские яблоки», как и романсы, рассчитан на небольшое помещение, небольшую аудиторию. Нынешние менеджеры неохотно продвигают камерную музыку, это некоммерческий жанр. Тем не менее у Светланы и Алексея давно уже есть свой зритель. «Удивительно, что люди стали тянуться к романсу – городскому, старинному, классическому, – говорит Алексей. – Одно дело, для нас, музыкантов и исполнителей, этот жанр является определённой мерой профессионализма, другое дело, когда люди, не имеющие музыкального образования, с удовольствием слушают, тянутся к этому жанру, и не только старшее поколение, но и молодёжь. Это вселяет надежду на то, что с эстрады начнут исчезать песни-однодневки и у нас появится широкая музыкальная аудитория, способная ценить настоящую музыку».
Кстати сказать, Алексей Зыков сочиняет не только романсовую музыку, но и шансон. Эти произведения тоже входят в концертные программы дуэта.
Сегодня слово «шансон» (chanson фр.– песня), увы, потеряло свой первоначальный смысл. Для людей старшего поколения оно обозначало вокально-музыкальный жанр, в узком смысле – французские эстрадные песни конца XIX–XX вв. Мало кто знает, что шансон развился из баллад, виреле и рондо уже в XV–XVI вв. и подразумевает песню, где первостепенное значение придаётся поэтической компоненте и автор, как правило, является исполнителем. Это музыкальное направление связано с именами Мориса Шевалье, Шарля Трене и Эдит Пиаф. У нас в советское время ближе всего к шансону была авторская песня.
«К сожалению, сегодня в России под шансоном подразумевается блатная песня, – говорит Алексей. – Взяли слово для благозвучности, чтобы оно облагородило исполнение и чтобы не называть тюремные песни тюремными. Ну и гонят под эту марку всё что угодно, что к настоящей песне имеет очень мало отношения, поскольку и музыка, и текст на очень примитивном уровне, и отнести эти «песни» к настоящему песенному искусству невозможно. А не мешало бы помнить, что шансон включает в себя не только музыку, но и настоящие стихи. Мы обязательно оговариваемся, что у нас шансон лирический. Мы хотим вернуть этому слову истинное значение».
«А вот на сайте мы определили это как авторскую песню, – продолжает Светлана. – Потому что есть автор стихов, есть композитор, есть исполнители. И один из исполнителей композитором и является. Судьба свела нас с поэтом Геннадием Супонецким. Он пишет о том, через что прошёл сам, что прочувствовал и пережил. Это касается и его лирических стихов, и цикла о лётчиках. И у нас уже появляются новые проекты, есть два диска, где Алексей – автор музыки, а Геннадий – поэт. И мы надеемся, что его песни полюбят, потому что у него удивительные стихи».
«К сожалению, сегодня в России…» Действительно, к сожалению. Как случилось, что стало выгодно транслировать песни из разряда «фастфуда»? Кому это выгодно? Тиражируют то, что к искусству не имеет никакого отношения, и это узнаётся, потому что постоянно на слуху… А что на слуху? Два притопа, три прихлопа.
«Одна надежда, – говорит Светлана, – что людям в конце концов захочется истинных культурных и духовных ценностей». Собственно, именно это и дарят своим слушателям Светлана Григорьева и Алексей Зыков.