Две особенности завершившегося 62-го Каннского кинофестиваля, несмотря на всю их несопоставимость, должны быть отмечены: высокий уровень всех его программ и небывало жаркая погода – под конец фестиваля температура воздуха и морской воды были никак не майскими, а августовскими. Оба эти обстоятельства заслуживают упоминания, поскольку впервые за много последних лет фестивальная жизнь, несмотря на все соблазны, проходила в просмотровых залах, а не на пляже и не на тусовках. Нет худа без добра: кризис резко сократил число визитёров, стремящихся прикоснуться к миру, где всё пахнет деньгами и славой. Отели не были, как обычно, заполнены, а любителям поглазеть на знаменитостей приходилось из-за взвинченных гостиничных цен селиться за многие километры от Канн, что в лучшую сторону повлияло на атмосферу фестивального города.
Зато тем, кому дорого кино, а не суета вокруг него, было чем насладиться. Фестиваль блистал не только громкими именами режиссёров (к этому не привыкать), но и фильмами. По крайней мере пять из них, по единодушному мнению специалистов, имели равное право на «Золотую пальмовую ветвь», так что любое решение жюри, выбери оно один из этих пяти, было бы столь же справедливым, сколько и несправедливым. Ожидания оправдались: и главный призёр «Белая повязка» австрийца Михаэля Ханеке, и «Пророк» француза Жака Одьяра, которому достался второй по значению приз, входили в пятёрку фаворитов. Огорчённые неполной удачей «Пророка», французские обозреватели считают победу Ханеке вполне заслуженной, напоминая, что режиссёр последовательно, мастерски и глубоко исследует корни тоталитаризма, фашизма, фанатизма и терроризма.
Без всяких призов покинули фестиваль маститые и прославленные Педро Альмодовар, Кен Лоуч, ветеран итальянского кино Марко Белоккио и многие другие, вполне достойные. Не впервой... Зато вполне заслуженную награду получил освистанный в буквальном смысле слова фильм датчанина Ларса фон Триера «Антихрист» – «беспардонный гимн извращенчеству и садизму», по мнению французской прессы. Неслучайно для проката во многих странах его придётся сократить на 20 минут, убрав особо шокирующие кадры. Стало быть, вполне можно было обойтись без них. Эта лента отмечена авторитетным экуменическим жюри как самая антигуманная на фестивале, что не помешало главному жюри признать звезду «Антихриста» Шарлотту Генсбур исполнительницей лучшей женской роли.
Подводя итоги Канна-2009, кинокритик популярного телеканала LCI Софи Суланьяк считает, что «находящемуся на подъёме мировому кино не грозит никакой кризис, если оно сумеет освободиться от таких комплексов, как сексуальное помешательство, смакование насилия и жестокости». В связи с этим, отмечая представленный в программе «Особый взгляд» фильм Павла Лунгина «Царь», тот же критик полагает, что даже этот «православный и державный, философский и мировоззренческий» фильм не обошёлся без «натуралистической демонстрации жестокости и избытка крови».
, собкор «ЛГ», ПАРИЖ