150 лет назад родился Михаил Меньшиков
Михаил Осипович Меньшиков – одна из самых трагических фигур нашей литературы. Будучи убеждённым идейным государственником, он пережил падение одного государства и зарождение другого – Советской России. Однако новому государству он оказался не нужен. Дневник Меньшикова 1918 года, как и «Апокалипсис нашего времени» Розанова, пронизан глубокой и такой понятной после катастрофы 1917 года и Брестского мира тревогой по отношению к России и её будущему.
Но Меньшиков не был бы Меньшиковым, если бы не понимал, что революционная катастрофа – ещё не конец государства, ибо государства, как писал Н.М. Карамзин, складываются веками, а границы пишутся кровью. Если Меньшиков верил, что «одной Австралии, одной Новой Зеландии достаточно для восстановления цивилизации, и в крайности – одного какого-нибудь Томска», то тем более он верил, что «одного Томска» достаточно для будущего восстановления России.
Государство, по мнению Меньшикова, есть форма существования народа, не всегда справедливая по отношению к этому народу, но обеспечивающая его безопасность, возможность независимого существования и культурного развития. Любое государство, как показывает история человечества, можно реформировать без кровавых потрясений, но для этого нужна соответствующая политическая воля верхов и уважение к низам, без которых благосостояние верхов было бы невозможно. У царской России этого не получилось. У Советского Союза, как мы знаем, тоже. Получится ли у нынешней России? Не слишком ли много она повторяет ошибок и царской России, и СССР?
Ещё в 1908 году Меньшиков писал: «Я думаю, что столь глубокий упадок чувства народности – накануне восстановления её или смерти. Одно из двух».
Прошло более ста лет, и опять перед нами стоит этот судьбоносный вопрос. Именно поэтому нам так нужны сегодня произведения Меньшикова о судьбах Российского государства и русского народа. Может быть, в них – залог нашего восстановления.
Продолжение темы