Ещё до встречи президентов России и США в Хельсинки можно было предположить (хотя информации об этом не было), что одной из тем во время их разговора может стать возобновление взаимодействия в экономической сфере. На самом деле, почему бы не привлечь корпорации, деловой мир США к участию в осуществлении намеченного «прорыва» в развитии российской экономики? Фантастика? Да, пока это может показаться очень маловероятным, но, если опираться на прагматизм «непредсказуемого» Трампа, в реальности работа на встречных курсах может сыграть в плюс не только нам.
Перед США также стоит проблема выхода из тупика, в который попала на нынешней стадии глобализации их собственная экономика.
И, как выяснилось, эти вопросы были затронуты в Хельсинки. Президенты решили учредить совместную рабочую группу из числа «капитанов бизнеса», чтобы посмотреть, как тут обстоят дела, выработать какие-то конкретные предложения. И это вполне логично.
Ведь всё более очевидно, что главный глашатай свободной торговли в глобальном мире – США – оказался в сложной ситуации. 90 процентов американской экономики работает на внутренний рынок, а он в последние годы оказался просто перенасыщен более дешёвыми товарами из Китая и Европы. Пытаясь бороться с этим, США накладывают беспрецедентные пошлины на чужие товары, и это касается очень большого числа ввозимой продукции. И европейцы, и китайцы чуть ли не в истерике!
Но мы-то тут при чём? Почему участие в нашем «прорыве» может стать привлекательной палочкой-выручалочкой для американского бизнеса?
Во-первых, велики объёмы наших ресурсов и возможностей, а американцы ценят всё великое. Во-вторых, они априори получают высокую конкурентную безопасность: объём взаимной торговли невелик.
США покупают у нас немного – например, водку, чёрную икру, титан и некоторое количество других товаров. В отличие, скажем, от Китая, который в прошлом году продал в Америку товаров на 507 миллиардов долларов больше, чем закупил у них!
Наверняка может стать привлекательным для США и то, что главным направлением «прорыва» у нас избрано развитие инфраструктуры: в этой сфере в России непочатый край работы, а у американцев в подобном строительстве – громадный опыт. И самое главное: активное участие в нашем «прорыве» даст возможность американским корпорациям заработать прибыли, которые будут в несколько раз больше, чем доходы от аналогичных проектов в самих Штатах из-за большой разницы в стоимости рабочей силы.
Эти доходы могут предоставить американцам возможность более эффективно решать задачи модернизации внутренней экономики, к чему стремится президент Трамп и чего ожидает, поверив ему, американский народ. Тот самый, который он, Дональд Трамп, по выражению нашего президента, умеет слушать.
В чём выгода России?
После четверти века пустопорожних разговоров об иностранных инвестициях мы можем получить реальный вклад со стороны развитой страны в реальное развитие нашей экономики. Кстати, так уже бывало. Американский капитал очень активно участвовал в индустриализации СССР в прошлом веке, причём начали они это делать ещё до установления дипломатических отношений между нашими странами. Как все знают, с участием американских корпораций у нас возводились электростанции, фабрики и заводы.
Интересно и то, что, оценив наши успехи (в чём-то общие), Франклин Рузвельт применил в те годы методы социалистической мобилизации для развёртывания в Штатах громадного строительства инфраструктуры. Не зря вопреки конституции Рузвельт четырежды избирался народом президентом США! Трамп, как выясняется, также не хочет ограничиться одним сроком президентства.
Итак, Америка и Россия помогали когда-то друг другу: они нам – расти, мы им – вылезать из мирового кризиса. Так что удачный опыт взаимодействия есть. Почему бы его не вспомнить?