Специальная военная операция на Украине перевела нашу экономику в особый, экстраординарный режим работы. Беспрецедентные санкции, наглое воровство части золотовалютных резервов (ЗВР), парализация расчётов, массовый уход западных компаний ставили целью вызвать коллапс промышленности, торговли и финансовый крах. Не случилось.
Президент и правительство оперативно ответили на сложнейшую ситуацию и приняли ряд жёстких, но необходимых решений. Очень быстро взяли под контроль валютный рынок, пресекли спекуляцию и вывоз капитала. Немедленно был блокирован фондовый рынок, продажа иностранных активов, что уберегло от панических распродаж по явно заниженным ценам. Поддержали краткосрочной ликвидностью банковский сектор: люди могли снимать деньги без ограничений и быстро успокоились.
Одновременно облегчили допуск многих товаров на российский рынок для предотвращения товарного дефицита и роста цен, и наоборот, запретили или приостановили экспорт ряда других. Последовали шаги по социальной поддержке населения, малого бизнеса, отдельно – высокотехнологичных отраслей, IT-сектора. Многие методы, кстати, были опробованы во время пандемии. Следует отметить – не происходит никакой эмиссии: всё делается за счёт дополнительных доходов бюджета.
Возможности появились благодаря централизации валютной выручки, отказу от выплат внешнего долга, запрету вывоза капитала, вывода инвестиционных доходов, сокращению импорта, а также выгодной ценовой конъюнктуре. И вот уже сальдо (плюсовой остаток) текущего госсчёта может достичь невероятных 250 млрд долларов! Если же учесть финансовый счёт – это ещё 200 млрд, т.е. с лихвой перекрываются даже в краткосрочной перспективе потери ЗВР. Зато теперь правительство получило реальный контроль над всеми активами нашей экономики, что создаёт базу для долгожданного прорыва.
Сейчас ощутима трансформация, отсюда и турбулентность. Далее последует выстраивание новых производственных, торговых, логистических цепочек, систем расчётов, налаживание связей с новыми партнёрами из дружественных стран, перенаправление трансграничных потоков капитала. В результате изменятся вес и значимость различных стран, регионов, отраслей, произойдёт перераспределение мирового богатства, изменение ценности сырья, ресурсов и факторов производства на фоне развала мировой финансовой системы. Она превратилась с 2008-го в мегапузырь, из которого мы заблаговременно начали выходить. Новый складывающийся глобальный стоимостный баланс, как можно видеть, будет выгоден для нас. В этой ситуации, потенциально позитивной для России, крайне важно не переусердствовать с административно-командным воздействием. Конечно, элементы мобилизации нужны, особенно в сфере ВПК, однако и она может быть разной. Нам нужна мобилизация творческих способностей, человеческой энергии, инициативы.
Мы переживаем уникальный период: «транснационалы» объявили войну и угрожают уходом, олигархи (реально тоже «иностранцы» из офшоров) показали свою нелояльность как приводные ремни глобализма – в результате впервые целые сектора и отрасли экономики оказались свободны! Важно, чтобы ниши стали осваивать национально ориентированные предприниматели, в первую очередь малый и средний бизнес. На фоне демилитаризации и денацификации Украины пора провести операцию по деофшоризации и демонополизации России. Главное, чтобы бюрократы не запороли дело!
Я верю в частный бизнес – если создать благоприятные условия, предприниматели быстро завалят нас товарами народного потребления, продовольствием, любыми услугами, придумают схемы, играючи обойдут любые санкции. Надо лишь не мешать. Это будут не только российские предприниматели, но и из других стран, прежде всего Азии, и даже с Запада – ведь и там многие мучаются от тоталитарного контроля, подавления конкуренции, прессинга глобалистов, с надеждой смотрят на Россию.
Правительству же следует сосредоточиться на вопросах экономической безопасности, ставших ныне очевидными, структурной перестройке, импортозамещении – нужны специальные госпрограммы. Всё, что делает власть сейчас, – пока не меняет основные параметры экономики, поддерживает нынешнее состояние, но далее должны последовать стратегические решения. Например, ясно, что грядёт возрождение авиапрома – после того как нас попытались лишить самолётов. Но в таком случае часть металлов, идущих пока на экспорт, будет востребована в стране – алюминий, титан… И не только авиапром, а всё машиностроение получает мощный импульс. Какие-то металлы пригодятся для строительства и инфраструктурных проектов, удобрения – для сельского хозяйства, потенциал которого огромен. Подобное во многих отраслях. Как раз именно эти экспортные позиции оказались под ударом – выходит, и слава богу!
Мы избыточны по нефти и газу теперь. Значит, можно сделать низкие тарифы внутри страны – в сочетании с низким курсом рубля, снижением затрат на ЖКХ, доступными ценами на продовольствие, высокими защитными пошлинами (теперь ВТО нам не указ) – всё это создаст исключительно конкурентную себестоимость, низкие внутренние издержки для любого бизнеса. Всё, что производится в России, может стать в разы дешевле аналогов. Правительство в силах выстроить систему, когда практически вся деятельность окажется рентабельной, главное – поддерживать эти соотношения дальше.
В некоторые сферы государству при правильном подходе даже вкладывать не придётся – вся сфера IT после удаления основных платформ ждёт российских инвесторов. Мы легко можем выстроить теперь свой финансовый рынок, обеспечивающий ресурсами все доступные проекты, – и реально, не на словах, а на деле превратимся в международный финансовый центр, альтернативный Нью-Йорку и Лондону. Впереди нас ждёт новый мир, и конструировать его будем мы сами. Главное, не упустить этот исторический шанс, не наделать глупостей – и тогда после кратковременного адаптационного спада нас ждёт длительный подъём, кратное повышение уровня жизни и двузначные темпы роста ВВП.
Андрей Бунич,
глава Союза предпринимателей
и арендаторов России