Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Прощальная грусть и прощальная мудрость

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Марк Прудкин. Жизнь в Художественном театре. – М.: Театралис, 2007. – 328 с.

Народный артист СССР Марк Исаакович Прудкин (1898– 1994) – ровесник Художественного театра, творивший на этой сцене многие десятилетия. Итогом верного служения стала книга его воспоминаний. 

Построен том разнопланово. Кроме пяти глав, написанных артистом, здесь есть послесловие, составленное из заметок о Прудкине коллег – актёров и критиков, что помогает «классификации» созданного им в искусстве. Строгость конструкции не мешает искренности высказывания актёра и театральных людей, хорошо его знавших. 

В самой же актёрской книге привлекает серия портретов великих артистов, рядом с которыми прошла сценическая жизнь Прудкина: Михаила Чехова, Николая Хмелёва, Аллы Тарасовой, Михаила Кедрова, Михаила Яншина, Ольги Андровской – людей, чей сценический и человеческий талант вызывал его поклонение и трепет. 

Непосредственный ученик К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, которые «пользовались любым поводом, любым предлогом, чтобы научить творить», Прудкин, «звезда Второго поколения», для которого судьбоносными стали «Дни Турбиных» Булгакова, многое раскрывает в творческой природе великих основателей Художественного театра и тех людей, чьё участие в истории МХАТ обычно комментируется неоднозначно или поверхностно. Прудкин вспоминает их с неподдельной сердечностью потому, что «у них сердце с театром срослось». 

Замечательные страницы посвящены судьбам Вахтанга Мчеделова, Василия Лужского, Елены Муратовой, Евгения Вахтангова, Всеволода Мейерхольда, наконец, Бориса Ливанова, Олега Ефремова или знаменитого кинорежиссёра Ивана Пырьева, влияние которых во многом определило последние годы его творческой жизни. Ведь именно в поздние годы Прудкиным созданы такие шедевры, как Фёдор Павлович Карамазов в спектакле и фильме по «Братьям Карамазовым», Шабельский в «Иванове», пан Хмелик в «Соло для часов с боем». Совершенным представляется решение характера князь К. из телевизионного фильма «Дядюшкин сон» по Достоевскому. 

С самых ранних лет Прудкин исповедовал «религию художественной добросовестности», где вдохновение неразрывно с безупречной этической культурой, профессионализмом и дисциплиной. Артист, по слову критика А. Свободина, «проникающего обаяния», смолоду признанный герой-любовник, Марк Прудкин сценическую жизнь начал рано и смело: одна из первых ролей – Чацкий в «Горе от ума». Играл Фигаро, был незабываемым Шервинским в «Днях Турбиных». Покорил женские сердца своей лукавой и звонкой красотой в ролях Джозефа Серфеса из «Школы злословия» или Вронского в «Анне Карениной». Даже поздновато сыгранный Дульчин из «Последней жертвы» или убеждённый в собственной неотразимости наглец Мехти-Ага из «Глубокой разведки» незабываемы. 

Основополагающим свойством спектаклей МХАТа был ансамбль, понимаемый как проявление творческой отзывчивости. А потому возникавшие между актёрами сложные взаимосвязи и зависимости, столь ярко описанные в «Театральном романе» Булгаковым, не просто увлекательны, но вполне объяснимы, если довериться искренности мемуариста. Книга Прудкина ценна чисто актёрским анализом задач и состояний, которые дарит каждый сценический персонаж. Он называет это «поисками наполнения роли». А ещё – благодарной памятью художника за счастье сотворчества с дорогими корифеями и милыми сердцу «одногодками», составившими впоследствии славу Художественного театра. 

Спокойно и вдумчиво анализирует артист противоречия истории МХАТа, чему пришлось стать свидетелем. И делает это, как всегда, ответственно. Марк Исаакович Прудкин с младых лет усвоил, что творческая работа должна быть тщательной и трепетной, «а попробуй ныть – сразу в обыватели произведут!..» Это тоже полезный урок его книги.
 
Александр ИНЯХИН

Обсудить в группе Telegram

Александр Иняхин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS