11 февраля от внезапной остановки сердца скончалась Анна Саед-Шах. Поэт, прозаик, сценарист, журналист. Это новость облетела социальные сети, появилось много сердечных откликов, её знали, любили, читали. Для многих это известие сконцентрировалась в трагическую фразу: «Такого не может быть!». И это понятно, ибо её известность была несомненна, песни на её стихотворения писали настоящие композиторы: Давид Тухманов, Игорь Тальков, Альберт Артюнов, Игорь Дорохов, а исполняли в разное время Н. Караченцев, И. Кобзон, В. Леонтьев, А. Буйнов и мн. другие. Песня «В доме моём» стала настоящим хитом в исполнении Софии Ротару. Но, наверняка, главным в её жизни была поэзия. Она окончила МОПИ им. Н.К. Крупской (филологический факультет).
Печаталась с 1985 года со стихами и прозой в журналах «Юность», «Новый Мир», «Огонёк», «Континент», «Русская виза» (повесть «Смерть пионерки» о жизни в Непале). Были и книги. Последняя, вышла в 2013 году в изд. «Время». Вот, что об этой книге только что написала, хорошо знавшая её поэтесса Анна Гедымин: «Я очень люблю стихи Ани, они абсолютно на неё похожи. Стихи о неунывающей и любящей, сильной и слабой женщине в нашем неуютном мире. Так точно и как будто легко писать о совсем непростой, а нередко и трагической жизни может лишь незаурядный поэт. Таким поэтом Анна и была. Хотя относилась к себе с изрядной долей иронии. Недаром свою главную поэтическую книгу она назвала «Современная тетка». Это она о себе. И обо всех нас, своих читательницах».
Всё это верно и правильно… сейчас вспомнил, что познакомился с Анной Саед-Шах на самом первом, ставшем уже легендарным Международным фестивале поэзии на Байкале. Главным организатором, вдохновителем, которого был поэт и эссеист Анатолий Кобенков. Как он умел знакомить, сплачивать, сдруживать абсолюно разных литераторов и людей! Какие имена были представлены на том мероприятии: Евгений Евтушенко и Александр Кушнер, Юрий Кублановский и Олег Хлебников, Михаил Вишняков и Надежда Кондакова, Анри Делюи (Франция) и Раймонд Мак Нис (США), Збигнев Доминиак (Польша) и Владимир Пламеневский и мн. др. Нет уже с нами Кобенкова, Евтушенко, Доминиака, Вишнякова, Пламеневского… и вот, теперь Анны… В тот далёкий 2001, когда на поэтические чтения не только в Иркустке, а на все площадки фестиваля ломился народ, А. Кобенков в своей «Зелёной Лампе» писал о поэтессе следующее: «её стих прост, как изнанка жизни, доступен, как деревья и небо, откровенен, как горе, и бескорыстен, как радость. Поэтические книги Анны Саед-Шах читаются, как роман, повесть, как исповедь, всё настолько откровенно и бесхитростно, что невольно зажмуриваешься, как от внезапно полоснувшего по глазам элетрического света…»
Пока я писал эту скорбную заметку, слова соболезнования высказывали очень многие, в том числе такие литераторы, как М. Кудимова, Юрий Кублановский, Вероника Долина, Анатолий Головков, Виктор Куллэ, Инна Кабыш, Г. Климова, Е. Исаева, В. Науменко и сегодняшние продолжатели фестивального дела Кобенкова, иркутские писатели А. Сизых, И.Дронов, А. Асеева. В одном из своих стихотворений она написала: «Я теряю листочки, теряю слова, муж невыкормлен, невыгулен пудель. У растяпы-поэта должна быть вдова, а у меня - не будет».
Прощай, поэт!
Евгений Чигрин