В Ханты-Мансийске в шестой раз прошёл Международный фестиваль кинематографических дебютов «Дух огня».
Нынешний фестиваль был посвящён столетию российского кино. В него входили программы из коллекции Госфильмофонда, ретроспектива картин «Ленфильма», «Мифы народов Севера» (великолепная регионально-этническая краска, редко встречающаяся на подобных смотрах), «Кино без барьеров», «Кино для всех», «СССР – великое кино. 20-летие казахской «Новой волны», обзорная внеконкурсная панорама «Российские дебюты-2007» и, наконец, основной международный конкурс. В нём участвовали десять фильмов, примерно равных по силам.
Ещё до начала просмотров президент фестиваля Сергей Соловьёв говорил, что был приятно удивлён высоким уровнем представленных работ. На мой вопрос, чем объяснить такой качественный скачок, маэстро сказал: мол, ему кажется, что режиссёры освободились от ига продюсеров, перестали плясать под их дудку, а делают, что им хочется.
Если Соловьёв и прав, то лишь отчасти. Большинство режиссёров приехали в Ханты-Мансийск со своими продюсерами, и было непохоже, чтобы они не дорожили отношениями или пренебрегали мнением своих финансовых патронов. Возможно, дело в возросшем уровне подготовки, изменениях в социуме или просто «пришла пора», как выразился президент, вспомнив об успешном дебютном залпе легендарного вгиковского курса Л. Шепитько, Э. Климова, А. Тарковского.
Было ясно, что жюри во главе с известным исландским режиссёром Фридриком Фридрикссоном придётся изрядно попотеть, чтобы определить первых среди равных. Журналисты до хрипоты спорили, пытаясь предугадать призёров. Назывались при этом чуть ли не все фильмы.
Чаще же всего в кулуарах упоминалась казахская лента «Карой», поставленная Жанной Исабаевой по собственному сценарию. Она в итоге получила специальный приз жюри за операторскую работу. Однако не только достижениями оператора Рената Косая запомнился фильм. В первую очередь обращает на себя внимание оригинальный сценарий. Молодой сельский парень Азат – воплощённое зло, обладатель всех мыслимых и немыслимых пороков. По мере знакомства с его деяниями ненависть к этому выродку, сыгранному Ержаном Тусуповым, растёт не только у остальных персонажей, но и у зрителей. В конце концов несколько мужиков избили мерзавца до полусмерти, и Азата привозят в дом сестры. В семье мы видим другого человека. Теперь возле больного крутятся любимые племянники, в соседней комнате лежит умирающая мать. И постепенно зрительское сердце смягчается – не бывает людей только полностью плохих или только полностью хороших, всё намного сложнее в этом лучшем из миров.
На третью ступеньку пьедестала почёта взошла «Муха», удостоенная приза «Бронзовая тайга», – фильм российского режиссёра Владимира Котта представляет собой ремейк небезызвестной картины «Когда деревья были большими». Надо полагать, лишь незнание советской киноклассики позволило международному жюри принять столь странное решение. Режиссёр, он же и сценарист «Мухи», слегка слукавил: не указал, по мотивам какого произведения сочинил собственное, что, в общем-то, не совсем корректно. Михалковские «12» отошли от своего американского предтечи намного дальше, но и то там была сделана ссылка на первоисточник. Здесь же ничего не указано, словно подобный творческий метод в порядке вещей. (Кстати, помимо всего, в картине немало цитат из «Старшего сына».)
С точки зрения режиссуры к Владимиру Котту никаких претензий быть не может – профессиональная хватка у дебютанта имеется. С точки зрения нравственных посылов фильм призван воспитывать доброту, и мелодраматическая история не оставит зрителей равнодушными. Я сам видел, как во время эпизода, когда Фёдор объясняет, почему решил выдать себя за отца осиротевшей девушки, ханты-мансийские зрительницы украдкой вытирали платочками набежавшие на глаза слёзы. Но, видимо, чтобы не быть обвинённым в откровенном плагиате, автор не только перенёс действие из предместья в город, он ещё разбавил картину изрядным количеством мордобоя, нецензурщины и прочей чернухи-сексухи. В стихийно возникшей борьбе двух составляющих агрессивная если не превосходит, то как минимум нейтрализует сострадательную.
Вторая российская лента, участвующая в конкурсе, производила куда лучшее впечатление. Картина Юлии Колесник «Нижняя Каледония» получила приз Гильдии киноведов и кинокритиков России с витиеватой формулировкой «За талантливую попытку построить сюжет в многомерном времени и пространстве». Действие фильма-притчи происходит в маленькой деревне, находящейся, как говорится, в стороне от торговых путей, но в конечном счёте вырастающей до модели мира, в котором бушуют нешуточные страсти.
Первенствовали же в Югре на сей раз англоязычные: «Серебряную тайгу» жюри присудило американскому фильму «Огнестрельные истории» (режиссёр Джеф Николс), а главную – «Золотую тайгу» – завоевал ирландец Ленни Абрахамсон за картину «Гараж». Её герой – «маленький человек» Джози много лет работает уборщиком на бензоколонке. Одинокий лузер, мишень постоянных насмешек, он всегда находится в хорошем настроении и по-своему счастлив. Хотя неуклонное стремление найти друзей, жену оказывается тщетным. В отличие от Чаплина, дававшего своим маленьким людям шанс, Абрахамсон достаточно жесток по отношению к своему персонажу: Джози умирает. Но тут окружающие наконец понимают, как много потеряли с уходом этого человека.
Трудно сказать, насколько обладатели главных призов ориентировались на вкусы своих продюсеров, но то, что они меньше всего думали о зрителях, это точно. Действие развивается медленно, тягуче, камера остановится на лице персонажа и будет показывать его три минуты («Гараж»). Или наоборот – коротенькие эпизоды мелькают один за другим, ничего не успеваешь толком понять («Огнестрельные истории»). Режиссёры экспериментируют в своих творческих лабораториях, и в результате получается «кино не для всех» – выражение, которое терпеть не мог Александр Абдулов.
Абдулов вспомнился потому, что он являлся незримым героем нынешнего фестиваля. Александр Гаврилович был одним из инициаторов создания «Духа огня», его непременным участником. Выдающийся актёр был вице-президентом и арт-директором фестиваля. И вот впервые обретший зрелость кинематографический форум проходил без него.
В прошлом году лучшим исполнителям женской и мужской ролей вручались призы соответственно имени Любови Орловой и Евгения Леонова. На «Духе огня-2008» обоим победителям в этих номинациях вручались призы имени Александра Абдулова – небольшие бюсты актёра, созданные скульптором А. Благовестновым. Их получили Екатерина Копанова («В ожидании чуда») и Валерий Николаев («Медвежья охота»). Это произошло на церемонии закрытия, а одним из первых фестивальных мероприятий был вечер памяти всенародно любимого артиста.
Организаторы предупреждали, что не хотят делать его минорным, «похоронным». Поэтому выступавшие между демонстрацией отрывков из фильмов друзья Абдулова рассказывали о нём, что называется, с улыбкой вспоминали о забавных фактах из жизни актёра. Говорилось и о том, что в отличие от театра в кино он заранее не учил текст, зная, что на съёмочной площадке подскажут. Станислав Говорухин рассказал в связи с этим историю про «Десять негритят», где Абдулов, как известно, играл погибающего первым. Потому, дойдя в сценарии до этого места, дальше читать не стал, а после всё допытывался у всех – кто же убийца. (Естественно, его разыгрывали, каждый раз называя другое имя.)
Для хантымансийцев часто бывавший здесь Александр Гаврилович был куда больше чем просто популярный киноартист. И здесь уже поговаривают о том (такие слухи просочились даже в печать), что в городе будет установлен памятник Абдулову. Вроде бы и губернатор округа А. Филипенко, прилагающий много усилий для успешного существования «Духа огня», в принципе поддерживает подобную идею. Однако президент Соловьёв советует с этим делом не пороть горячку, дабы не получилось, «как всегда».
, ХАНТЫ-МАНСИЙСК – МОСКВА