Проспект Независимости – одна из главных архитектурных достопримечательностей столицы Беларуси. Спроектированный и построенный за десятилетие, с 1944 по 1954 год, он представляет собой целостный ансамбль, который специалисты считают равным по значимости с Невским проспектом в Санкт-Петербурге. Историю его создания в сложные послевоенные годы рассказал заслуженный архитектор Беларуси, академик Российской академии архитектуры и строительных наук, заместитель председателя Белорусского союза архитекторов Леонард МОСКАЛЕВИЧ.
– Можно сказать, что минский проспект Независимости от площади Независимости до площади Победы – замечательное произведение искусства, архитектуры и градостроительства ХХ века. Уникальная архитектура проспекта с точки зрения функционального, утилитарного назначения, эстетики воспитывает сегодняшнего человека. Я с большим уважением отношусь ко всем видам искусства: музыке, живописи, театру и т.д. После войны писали героические живописные полотна, издавали книги, ставили оперы, народ пел песни. Но картины тех времён сегодня спрятаны в запасники, песни звучат только на праздниках Победы, книги вообще читают мало. А вот архитектура возрождённого после войны центра Минска, в частности проспекта, поставила его в ряд самых красивых городов мира.
– Нельзя забывать, что в довоенной белорусской столице осуществлялись и другие масштабные проекты…
– Генеральный план, разработанный в 1930-х годах, предусматривал реконструкцию города и строительство общественных зданий, жилья, развитие промышленности, социальной и инженерной инфраструктуры. Достаточно вспомнить объекты того времени, спроектированные Иосифом Лангбардом: Дом правительства, Дом офицеров, Академия наук, театр оперы и балета.
– Война принесла Минску не только ужасные разрушения. Знаю, что вы в 1990 году передали белорусскому государственному музею истории Великой Отечественной войны генеральный план немецко-фашистской перестройки Минска. Неужели захватчики действительно мечтали переделать город в большой концлагерь?
– По приказу Гитлера в 1942 году было поручено немецкому архитектору Веши разработать новый генеральный план Минска. Целью его были интересы варварские, завоевательные – подчинить город военной машине. Обозначили стратегические направления на Ригу, Москву, Белосток, Варшаву, Киев, Бобруйск, Могилёв, возле этих дорог проектировались военные казармы. Все бывшие советские здания в центре окружались стеной из новых, а центральным становилось Главное военное фашистское управление на месте сегодняшнего парка Янки Купалы. Но самое ужасное, что в плане существовал пункт, который предусматривал место для крематория с площадкой для расстрела мирных жителей. Таким образом выполнялось задание Гитлера о 50-процентном уничтожении славянского народа.
– После войны остался город, разрушенный на 86%. Известно, что предлагалось возвести Минск на новом месте, потому что это дешевле, чем разбирать завалы, отстраивать заново. Но белорусскую столицу тем не менее возродили на былом месте в её сегодняшнем виде. Всё было направлено на то, чтобы сделать Минск ещё более красивым, чем до войны, настоящим триумфом Победы.
– Помог, безусловно, патриотизм людей: ходили в лаптях, ели сырой картофель, но город восстановили. Были разработаны соответствующие документы, проект планировки и застройки центральной части Минска. Проект задумывался как комплекс архитектурных ансамблей вдоль трёхкилометровой части нового проспекта. Центральный ансамбль включал в себя основные площади – Ленина (теперь Независимости), Центральную (теперь Октябрьскую), Круглую (теперь Победы). Кроме общественных сюда относились жилые дома, зелёные зоны, набережная реки Свислочь.
На опорном плане центральной части Минска была прочерчена трасса будущего проспекта с востока на запад по улице Захарьевской. Проспект должен был соответствовать масштабам столицы. В 1948 году рассматривались два предложения. Первое учитывало ситуацию разрушенного города, сохраняло былые параметры, предлагало оставить ширину проспекта 24 метра: 12 метров проезжая часть и по 6 метров тротуары. В этом случае главный минский проспект выглядел бы как сегодняшняя довольно узкая улица Карла Маркса. Другой проект предложили известные архитекторы Михаил Парусников, Владимир Король и другие. Он предусматривал ширину проспекта в 48 метров: 24 – проезжая часть, по 12 – тротуары. В то время согласиться на его осуществление было подвигом: необходимо было взорвать 17 уцелевших домов, в два раза больше потратить строительных материалов, конструкций, цемента, металла.
Безусловно, все боялись принять окончательное решение. ЦК партии тогда возглавлял Пантелеймон Пономаренко. Именно он пригласил всех заинтересованных в зал собраний бюро ЦК, выслушал доклады и мнения. Заседание продолжалось до 12 ночи. Эту историю рассказал мне Владимир Король, один из авторов проекта и участник этого заседания. Когда Пономаренко выслушал всех, он сказал: «Минск станет самым красивым городом Европы. Будем принимать второй вариант». Через несколько дней дома были снесены. Так началась работа над проспектом в его сегодняшнем виде. Минчанам надо было бы поставить памятник Пономаренко, но, к сожалению, его именем названа только улица в микрорайоне Малиновка.
– На какие средства строился проспект?
– Заказчиками были разные организации. Например, Министерству связи был необходим Главпочтамт, Министерству финансов – Национальный банк, строилось здание и для органов Госбезопасности, жилые дома поделили между собой автозавод, тракторный завод. Политика была государственная, деньги – народные, но шли они через министерства, ведомства, предприятия.
– Свидетели рассказывают, что все дома на проспекте построены качественно, а дисциплина на производстве была очень жёсткая.
– Когда я работал в Госстрое, меня однажды подвозила дежурная машина. Мы разговорились с водителем, оказалось, что он бывший строитель. Когда проезжали мимо здания ГУМа, мой собеседник спросил, что мне в нём нравится. Отвечаю: фасады, их качество. На проспекте все дома много раз перекрашивали, а вот универмаг никто ни разу не трогал. «А я его строил, – с гордостью сказал водитель. – Работал каменщиком, клал пилоны – колонны 51 на 51 сантиметр 4 метра высотой на третьем этаже. А поменял профессию потому, что позже на строительстве исчезли дисциплина и порядок». Спрашиваю у него: «Можете привести пример, чтобы я поверил?» И в ответ услышал: в конце смены на строительство ГУМа каждый день приходила девушка-мастер, которая принимала работу. Подошла к колонне, поднялась наверх. Элементарным прибором – отвесом – проверила одну сторону, вторую, третью, четвёртую. Уклон – разница между верхом и низом – был всего 19 миллиметров. Мастер спустилась и приказала: разобрать и завтра к утру сдать переделанную колонну. Третьей смены не было, рабочий остался на всю ночь и сам носил наверх новый кирпич. К шести часам утра пришла мастер, перемерила, приняла работу и позволила идти на новую смену. Вот вам и дисциплина.
– Помогали белорусским архитекторам их коллеги из Москвы, Ленинграда?
– Безусловно. Владимир Семёнов, Борис Рубаненко, Николай Колли, Сергей Сперанский, Михаил Парусников, Иосиф Лангбард, Михаил Барщ и другие. Однажды я возил по Минску делегацию американских архитекторов. В конце экскурсии завёл их в музей Великой Отечественной войны. Показал фотографии разрушенного войной Минска. Делегация была очень удивлена, американцы спрашивали: неужели вы сами отстроили город? В этом, отвечаю, помогла дружба народов, и в первую очередь помощь Москвы и Ленинграда.
Не стоит забывать и того, что проспект раньше назывался Ленинским. В мировой энциклопедии архитектуры ХХ столетия из 10 томов, где вспоминаются тысячи объектов из разных стран, есть и страницы, посвящённые Беларуси. В 7 томе рассказывается про бывший Советский Союз. Из ста представленных объектов выбраны пять белорусских: Дом правительства, система обводнения столицы, выставочный павильон БелЭКСПО, городок в Гродненской области Рось и, безусловно, Ленинский проспект.
– Как долго строили проспект?
– Его и сейчас строят. Мы же говорим про его начало, первую очередь в 3 километра – от площади Независимости до площади Победы. А сегодня протяжённость проспекта 10 километров. Авторский коллектив архитекторов получил Государственную премию. Первая часть наиболее целостная по своему архитектурному облику. Строительство её закончилось в 1954 году. Представьте, как сложно было в послевоенное время сделать ансамблевую застройку, придумать каждый дом! Однажды заслуженный архитектор Беларуси Евгений Заславский спросил президента Международной академии архитектуры Георгия Стоилова: «У кого мы можем учиться ансамблевой застройке?» – «Учиться нужно у вас, – ответил академик. – Просто изучайте свой проспект».
– Когда проектировали проспект, самое большое внимание обращали именно на фасады?
– Самыми главными были архитектурно-художественная образность и ансамблевость. А фасады – результат. Широта проспекта и сегодня выдерживает требования времени. Характерная особенность его – площади, нанизанные на проспект, как жемчужины. Такая идея была сознательно заложена при проектировании. К сожалению, некоторые моменты были в 1960–1970-х годах упущены, когда появились хрущёвские постановления об излишествах в архитектуре и основными стали функциональность, быстрота строительства и его объёмы.
В послевоенное время был совсем другой подход к архитектуре. Сразу после Победы Сталиным была создана под руководством архитектора Аркадия Мордвинова комиссия, которую направили в Европу изучать, как там живёт рабочий класс. Мордвинов доложил после возвращения: капиталисты живут в очень красивых домах, а рабочие – в гораздо худших. Сталин сказал: у нас рабочий класс будет жить как капиталисты. Потому в так называемых «сталинских» домах высокие потолки, большие комнаты. К сожалению, там есть свои недостатки: нет лифта, мусоропровода, стоят деревянные перегородки.
Но при тех темпах строительства, которыми строили в послевоенные годы, мы бы и сейчас ещё жили в бараках. А Беларусь в 1978 году отрапортовала, что в республике нет людей, живущих в подвалах и трущобах. Осваивались новые технологии, материалы. Ошибка Хрущёва была в том, что нельзя развенчивать науку о градостроительстве, создавать только объёмы без архитектурного наполнения.
Однако всё это не умаляет ценности послевоенного строительства в Минске. Мы благодарны тому поколению, которое построило проспект Независимости. И, я надеюсь, комиссия ЮНЕСКО включит его в список памятников мирового значения.
Беседу вела