Первый канал отметил годовщину трагедии японского народа – страшного землетрясения, цунами, аварии на АЭС – удивительно слабым «документальным фильмом». Кавычки поставлены для того, чтобы не оскорблять серьёзный жанр, к которому нечто под названием «Русский берег. След Фукусимы» не имеет никакого отношения. Однако очевидная слабость сценария и бездарность режиссуры – ничто по сравнению с бестактностью замысла. В день, когда японцы и вместе с ними весь мир вспоминали двадцать тысяч погибших в результате катастрофы, Первый канал оценивал трагические события с «русского берега». Что же это за точка зрения по версии главного канала страны?
В зачине «фильма» некий ведущий радиостанции «Серебряный дождь» весело рассказал о том, как год назад приобрёл японский автомобиль и поделился связанным с этим важным событием беспокойством – а не заражена ли покупка радиацией? Ответ на этот вопрос зритель получил только в конце, ибо авторы «фильма» что-то слышали о законах драматургии.
Вообще «Русский берег. След Фукусимы» может служить пособием по тому, как нельзя делать кино. Отсутствие целеполагания, суетливость, навязчивое нагнетание эмоций за счёт тревожной музыки и аффективного закадрового голоса и, наконец, потрясающая беспомощность, непонимание того, чем заполнить час эфирного времени. По существу, вышла банальная спекуляция на трагической теме.
То ли за неимением достаточных средств, то ли просто по лени «документалисты» не добрались до Японии и поэтому оказались вынуждены заимствовать хронику разрушений, нещадно эксплуатируя узнаваемые кадры надвигающейся десятиметровой волны. Группа доехала до Курил и Сахалина, где стала раскручивать местных жителей на разговоры об их страхах землетрясений и цунами. Не нашли ничего лучшего, как устроить постановочный урок в школе, где учительница младших классов наигранно даёт деткам команду «землетрясение», и те прячутся под парты.
Конечно, местным есть о чём вспомнить, история наших дальневосточных землетрясений действительно полна страшных событий, но ведь на фоне ужасной японской катастрофы эти разговоры воспринимаются не иначе как бестактность. Когда идут параллельно кадры цунами в Японии и инсценировка учений по гражданской обороне, организованная заезжей московской киногруппой, выглядит это чудовищно. Это всё равно, что какие-нибудь швейцарцы проиллюстрировали бы тему Великой Отечественной войны рассказом о перебоях с поставками кофе в базельские рестораны…
Обидно ещё и то, что ни в чём не повинные русские жители островов оказались заложниками непрофессионализма телевизионщиков. Их истории, интересные и трогательные, о жизни в условиях, близких к экстремальным, оказались поведаны не тем людям. К ним приехали телешабашники, главная цель которых наснимать чего-нибудь «до кучи» на тему землетрясений, а потом в тёплой московской студии смонтировать продукт для общества потребителей. Что-нибудь успокоительное. О том, что радиации на шикарном автомобиле диджея не обнаружено.