Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Прости, Япония…

01 января 2007

А ВЫ СМОТРЕЛИ?

Первый канал отметил годовщину трагедии японского народа – страшного землетрясения, цунами, аварии на АЭС – удивительно слабым «документальным фильмом». Кавычки поставлены для того, чтобы не оскорблять серьёзный жанр, к которому нечто под названием «Русский берег. След Фукусимы» не имеет никакого отношения. Однако очевидная слабость сценария и бездарность режиссуры – ничто по сравнению с бестактностью замысла. В день, когда японцы и вместе с ними весь мир вспоминали двадцать тысяч погибших в результате катастрофы, Первый канал оценивал трагические события с «русского берега». Что же это за точка зрения по версии главного канала страны?

В зачине «фильма» некий ведущий радиостанции «Серебряный дождь» весело рассказал о том, как год назад приобрёл японский автомобиль и поделился связанным с этим важным событием беспокойством – а не заражена ли покупка радиацией? Ответ на этот вопрос зритель получил только в конце, ибо авторы «фильма» что-то слышали о законах драматургии.

Вообще «Русский берег. След Фукусимы» может служить пособием по тому, как нельзя делать кино. Отсутствие целеполагания, суетливость, навязчивое нагнетание эмоций за счёт тревожной музыки и аффективного закадрового голоса и, наконец, потрясающая беспомощность, непонимание того, чем заполнить час эфирного времени. По существу, вышла банальная спекуляция на трагической теме.

То ли за неимением достаточных средств, то ли просто по лени «документалисты» не добрались до Японии и поэтому оказались вынуждены заимствовать хронику разрушений, нещадно эксплуатируя узнаваемые кадры надвигающейся десятиметровой волны. Группа доехала до Курил и Сахалина, где стала раскручивать местных жителей на разговоры об их страхах землетрясений и цунами. Не нашли ничего лучшего, как устроить постановочный урок в школе, где учительница младших классов наигранно даёт деткам команду «землетрясение», и те прячутся под парты.

Конечно, местным есть о чём вспомнить, история наших дальневосточных землетрясений действительно полна страшных событий, но ведь на фоне ужасной японской катастрофы эти разговоры воспринимаются не иначе как бестактность. Когда идут параллельно кадры цунами в Японии и инсценировка учений по гражданской обороне, организованная заезжей московской киногруппой, выглядит это чудовищно. Это всё равно, что какие-нибудь швейцарцы проиллюстрировали бы тему Великой Отечественной войны рассказом о перебоях с поставками кофе в базельские рестораны…

Обидно ещё и то, что ни в чём не повинные русские жители островов оказались заложниками непрофессионализма телевизионщиков. Их истории, интересные и трогательные, о жизни в условиях, близких к экстремальным, оказались поведаны не тем людям. К ним приехали телешабашники, главная цель которых наснимать чего-нибудь «до кучи» на тему землетрясений, а потом в тёплой московской студии смонтировать продукт для общества потребителей. Что-нибудь успокоительное. О том, что радиации на шикарном автомобиле диджея не обнаружено.

Сергей ОРЛОВ

televed@mail.ru

Обсудить в группе Telegram

Сергей Орлов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS