Кто-кто, а потомственные театралы ещё не забыли старую и ставшую уже классической аксиому: если в первом акте на сцене висит ружьё, значит, в последнем акте оно обязательно должно выстрелить. И что любопытно: во все времена, заприметив сей реквизит, искушённая публика всё равно с неослабевающим интересом следила за развитием сюжета, восхищалась игрой актёров и по достоинству оценивала новаторство режиссёрской мысли…
Но когда на премьере пьесы «ВПК для ВВП» вместо ружья на подмостках сцены оказался зенитно-ракетный комплекс «Жуть» последней разработки Министерства обороны, то содержание пьесы – впрочем, как и всё остальное – отступило на задний план.
А первыми начали отступать зрители, причём последние из них выползали в фойе уже по-пластунски, опасаясь, что, не дай бог, их попытку дезертирства заметят и – чего доброго! – заставят сидеть до финала. Под угрозой прямого попадания.
Не прошло и пяти минут, как зал опустел. Сквозняк поднял под своды театра брошенные программки, которые, словно растревоженные белые голуби, разлетелись между рядами – от партера до галёрки…
Но оказалось, что в ложе всё-таки осталось пять-шесть человек – почётных гостей экзотической наружности, пришедших на премьеру в сопровождении переводчиков. Те ни на секунду не отрывали глаз от сцены, старательно что-то записывали в блокноты и без стеснения щёлкали компактными фотокамерами. Происходящее на сцене их, похоже, не только не удивило, но даже и пришлось по вкусу.
Надо отдать должное и артистам: они довели начатое до конца, обеспечив за отведённые им два часа постановки успешную модернизацию ВПК в непростых условиях международной и внутренней обстановки. Как только занавес опустился, мастера сцены нетвёрдым строевым шагом исчезли за кулисами. И тогда на сцену устремились заинтересованные лица из ложи: цокая языками, они принялись поглаживать впечатляющие стальные контуры «Жути». Столь высокое признание её заслуг сопровождалось криками «Браво!» и «Белиссимо!», и трудно сказать, сколь долго это могло бы продолжаться, если бы не отмашка сидевшего в суфлёрской будке генерала, по которой сержант-водитель нажал на газ и направил ракетный комплекс в реквизиторскую…
А потом, по случаю незабываемой премьеры, состоялся банкет, на котором выступившие заказчиками столь актуального произведения представители госкорпорации «Арт-вооружение» высоко оценили не игру артистов, а технические характеристики представленной «Жути» и вполне приемлемое соотношение её «цены-качества», а потому потирали руки в предвкушении скорых и весьма выгодных коммерческих контрактов.
Но и служители Мельпомены, опрокидывая очередные сто граммов, не чувствовали себя обделёнными на этом празднике жизни. Труппа во главе с режиссёром не могла нарадоваться появлению на их творческом пути такого желанного и крутого спонсора: их зарождавшийся союз с обласканной бюджетными средствами корпорацией виделся плодотворным, а судьба театра – безоблачной…
Что же касается столь поспешного – и, видимо, надолго – исчезновения зрителей, тут все участники банкета согласились, что ради уверенности в завтрашнем дне театра такой мелочью можно и пренебречь.
Ведь другую классическую аксиому, что «искусство требует жертв», тоже никто не отменял. И эта истина не нуждалась в переводе – ни для артистов, ни для военных, ни даже для дорогих иностранных гостей.
, ЧЕЛЯБИНСК