Богатство души, многоцветье палитры: Очерки о новосибирских художниках. Вып. I. – Новосибирск: РИЦ. «Новосибирск», 2008. – 112 с. + 64 с. цв. вклеек.
Сибирское кино. Западно-Сибирская киностудия: история и современность. Люди и фильмы. 75 лет. – Новосибирск: Издательство «Приобские ведомости», 2007. – 160 с.: ил.
Что мы знаем о Новосибирске как о культурном городе? Оттуда вышли «Синие Носы» – в начале двухтысячных они были всего лишь местными арт-хулиганами, эксцентричными и плодовитыми, и уже позже удачно раскрутились при помощи Гельмана. В Новосибирске устраивалась Международная бьеннале графики, которая держалась на нескольких энтузиастах вроде Владимира Назанского. Однако теперь, когда «Синие Носы» потеряли почти весь первоначальный состав, когда биеннале – после отъезда Назанского в Ханты-Мансийск – медленно умирает, выясняется, что параллельно актуальным художникам, о которых пишут глянцевые журналы, без всякой медиаподдержки продолжает жить реалистическое искусство. И книга Евгения Прокопова о сибирских художниках – хорошее тому подтверждение.
«Богатство души, многоцветье палитры» – своего рода прорыв информационной блокады. Составленная из статей Евгения Прокопова, печатавшихся в «Советской Сибири», она рассказывает о новосибирских художниках реалистической школы. Тех, кто не стеснялся «красить» скудные сибирские пейзажи, азиатские степи, засыпанные снегом хрущёвки, лунную Обь – всё то, что у любителя актуального искусства вызовет скуку, у умного человека – умные мысли, вызванные созерцанием прекрасного, а у новосибирца – если он далеко от дома – тоску по родному городу.
Академическое искусство не умерло. И пусть художники реалистической школы мало кому известны, в целом они – крепкие ремесленники, умелые рисовальщики, хорошие колористы. Задача книги – напомнить, что кроме экспериментальных упражнений существует и культура – крайне консервативная, практически неизменная и поддерживаемая именно «рабочими муравьями» система, – чего современные арт-деятели, не умеющие рисовать, однако знающие, как подороже продать свои инсталляции, стараются не замечать.
Первой книге во многом созвучно другое издание, посвящённое 75-летию Западно-Сибирской киностудии. Из иллюстрированной хроники, в которой отсчёт ведётся от 30-х годов, когда студия была создана, чтобы фиксировать строительство молодого города, читатель узнаёт о том, что Новосибирску изначально не ставилась задача снимать игровое кино. Поэтому самым заметным проектом киностудии был киножурнал «Сибирь на экране», рассказывающий о жизни той отдалённой части России, которой было «назначено» самим Ломоносовым приумножать «российское могущество». Или о том, что в Новосибирске сформировалась сильная школа кинохроники. Да такая, что кому-то даже может оказаться знакомым имя Эллы Давлетшиной – документалистки, получавшей награды международных фестивалей из рук Йоса Стеллинга, подвижницы, много лет устраивающей в Новосибирске международный фестиваль неигрового кино «Встречи в Сибири». Однако имя Эллы Хамзиничны в данной «истории» упоминается не так чтобы очень часто. В рамках книги она – одна из множества режиссёров и операторов киностудии. Достойных людей, которые не просто «играли массовку», а являлись теми, кто укреплял, как сейчас бы сказали, «горизонтальные связи», не позволял забывать ни Сибири о «центре», ни Москве об «окраине». И всем вместе – о национальном единстве в рамках большой страны. Для чего, собственно, Советское государство и создавало подобные региональные кинопроизводства.