Разумеется, в послереволюционной России Сергею Нилусу было неуютно – и всё-таки он не эмигрировал, умер в родной стране, в Украинской ССР. Сразу после Февральской революции книги его оказались под строгим запретом. Но труды Нилуса получили громкую известность за рубежом: их разнесла по миру русская эмиграция.
О нём немало писали в Европе и в Америке – и, как правило, с негодованием. Что ж, Сергей Александрович осознанно взял на себя роль подпольного, потаённого писателя, а к политкорректности (как бы ни называлось её подобие в те времена) относился с презрением.
Его интересует многовековая история активности Антихриста в мировой истории. «Что-то грозное, стихийное, как тяжёлые свинцовые тучи, навалилось непомерною тяжестью над некогда светлым горизонтом Православной России. Не раз омрачался он: с лишком тысячелетняя жизнь нашей Родины не могла пройти без бурь и волнений в области её духа, но корабль Православия, водимый духом Святым среди ярившихся косматых волн, смело и уверенно нёс Россию к цели её, намеченной в Предвечном Совете», – с этого грозного предчувствия начинается книга. А дальше – путешествие по разным векам и культурам. Много выписок, цитат, голоса разных эпох.
Нынешнего читателя удивит и, наверное, заинтересует контекст русской истории, представленный в книге. Это – церковная и потаённая православная история XIX века. Очень важный и полузабытый искажённый пласт. Потому и резок, и пристрастен автор, что речь идёт о вере, о религии. Сплав христианской веры и патриотизма – противоречивая материя. Но Сергей Нилус несёт этот крест. Россия для него пребывает в центре мироздания.
Вот характерный отрывок:
«Тогда ещё не было дано восторжествовать свободной Европе над Россией: Самодержавие было в крепких руках Императора Николая I; на страже Православия стояли два Филарета – «святой и мудрый» – и сонм иерархов, как звёзды на тверди небесной. «Держай» апостола Павла (2 Фес. II,7) не был ещё взят от среды.
Прозревая это, великий Оптинский старец Макарий говорил игумении Белевского женского монастыря, Павлине, испуганной проявлениями в тех же годах отступления от Христовой веры руководителей Русского народа:
– Ни ты, ни дети твои, ни внуки до времён антихристовых не доживут, а правнуки твои пришествие Господа во славе узрят».
Если пропустить через сердце книгу Сергея Нилуса, трудно не впасть в уныние. Апокалиптические настроения в ней очень сильны. Но история не только подчас подтверждает правоту мыслителя, она и спорит с ним. Поэтому будем помнить, что уныние есть не только грех, но и поражение.
Евгений ТРОСТИН