Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Против течения

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

В. Родионов. Громкое дело «Тихого Дона». – М.: Алгоритм, 2007. – 368 с.

Бывают такие книги, перевернёшь последнюю страницу и задумаешься: о чём она, для кого написана? Перебираешь в уме варианты ответов на эти вопросы и никак не можешь выбрать тот, который полностью бы тебя устроил. Книга Вячеслава Родионова на меня произвела именно такое впечатление. 

На первый взгляд всё просто: автор, непосредственный участник событий, рассказывает о том, как Сергей Герасимов снимал свой «Тихий Дон». Шестнадцатилетним мальчишкой Слава Родионов бросил химкомбинат, на котором работал, чтобы помочь матери прокормить семью, и устроился в съёмочную группу, убедив помощников Герасимова взять его ассистентом одного из операторов картины – Майи Меркель. В принципе он мог бы ограничиться лишь собственными воспоминаниями, видел он действительно многое. Мог, но не ограничился. 

Не являясь ни киноведом, ни кинокритиком, он скрупулёзно проштудировал массу источников, включая публикации в центральной прессе и выступления самого Герасимова и его коллег, встречался с ныне здравствующими участниками съёмок и родственниками тех, кого уже нет в живых. На страницах книги официоз соседствует с милыми «бытовыми» подробностями. Читатель узнает, как в постельных сценах между Быстрицкой и Глебовым одеяло прокладывали, как Игорь Дмитриев вырабатывал офицерскую осанку старинным способом: с помощью наполненных водой стаканов на погонах. Автор дал слово не только звёздам первой величины, но и жителям Каменска, где была штаб-квартира киногруппы, и хутора Диченский, где проходили основные натурные съёмки. По его мнению, вот они-то, массовка (читай – народ), и были главными героями ленты. 

Повествование Родионова, однако, не исчерпывается описанием съёмочных будней. Любопытен разбор любовных линий, проходящих через роман и картину, исходя из божьих заповедей, а не с позиций нравственного кодекса строителя коммунизма. Страдалица-Наталья для него вовсе не образцовая мать и жена, у которой незаслуженно увели мужа, а грешница, убившая своего нерождённого ребёнка, погубившая себя и оставившая сиротами ни в чём не повинных детей. И всё-таки первая часть книги воспринимается как занимательное чтение для поклонников советского кино. Но расслабившегося читателя уже поджидает сюрприз. 

Когда приступаешь ко второй части, возникает ощущение, что за перо (или клавиатуру компьютера) взялся совсем другой человек. Автор из рассказчика-очевидца превращается в трибуна, в пламенного защитника чести и достоинства донского казачества и начинает сыпать фактами, разоблачающими «неточности», допущенные и в романе, и в картине. Это уже не воспоминания восторженного юноши, грезившего кинематографом, а гневные филиппики зрелого мужа, пытающегося в меру своих сил и возможностей восстановить историческую справедливость. Если автор и заговаривает о съёмках, то только для того, чтобы снова и снова доказать читателю: на самом деле было не так, как снято Герасимовым (и соответственно написано Шолоховым). 

По-человечески эту пылкость понять можно. Вячеслав Родионов родился и вырос в тех местах, где происходит действие романа. Сам казак, и предки его казаками были, и понятно, что душа у него болит за попранную славу предков. Причём со свойственной ему скрупулёзностью он приводит многочисленные цитаты и из трудов историков, и из воспоминаний своих земляков-казаков – как тех, кто чудом выжил в сталинских лагерях, так и тех, кто оказался в эмиграции. Но к кому адресуется автор? Для почитателей картины на этих страницах слишком много истории и мало уважения к любимому фильму, для профессиональных историков – слишком много эмоций и мало фактов. 

Но непонятнее всего другое. Почему ареной для этого своеобразного сражения за справедливость Родионов выбрал фильм Герасимова? Сергей Аполлинариевич не документальное кино снимал, а экранизировал культовый роман советского писателя номер один. Ни Шолохов, ни Герасимов не могли рассматривать трагедию донского казачества вне пресловутого девиза «до основанья, а затем». Если уж рассматривать созданное ими как документ эпохи, то именно как документ советской эпохи, которая базировалась на ценностях и приоритетах, кардинально отличных от тех, что нынче исповедует автор. В юности он к Сергею Герасимову и его творчеству относился совершенно иначе и даже мечтал по окончании съёмок учиться в его мастерской. Так что было бы гораздо логичнее (этические соображения можем в расчёт и не брать) развести по разным изданиям светлые воспоминания о киношной юности и исторические штудии, коим автор посвятил свои зрелые годы. 

Андрей БОРОДИН

Обсудить в группе Telegram

Андрей Бородин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS