Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Общество

Противоядие от искушений

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Л.Г. Берёзовая. История мировой рекламы, или Старинные рецепты изготовления «бесплатного сыра»: Учеб. пособ. – М.: Изд-во Ипполитова, 2008. – 672 с.: 16 л. ил.

Хочется верить, рано или поздно тому бесчинству, которое творит рекламная индустрия в современном российском обществе, всё-таки придёт конец. Реклама перестанет выполнять функции врача, психотерапевта, сексопатолога, наставника для детей и подростков, дизайнера вагонов подземки и городских улиц. 

Огромные плакаты, теле- и радиоклипы, глянцевые и землисто-серые клочки бумаги, засоряющие почтовые ящики, да и прочие ухищрения нынешних бизнесменов, менеджеров, социальных психологов наконец-то войдут в цивилизованное русло и реклама займёт подобающее ей – второстепенное! – место в умах и настроениях обычных людей. 

Книга Л. Берёзовой «История мировой рекламы, или Старинные рецепты изготовления «бесплатного сыра» – очень важный шаг на этом пути, и вряд ли широкой читающей публике стоит им пренебрегать лишь потому, что книга вышла в качестве учебного пособия. В конце концов, всем нам приходится учиться взаимоотношениям с рекламным миром, и причину тому автор определяет в самом начале своего подробнейшего исследования: «Современная рекламная деятельность в России имеет корневой недостаток – отсутствие собственной традиции профессионализма». 

В первых нескольких абзацах автору удаётся очертить весь комплекс проблем, связанных с рекламным бизнесом и приведших наше общество на границу нравственных и художественно-этических катастроф. 

Нынешний средний американец или европеец подготовлен к процессу производства и восприятия рекламы более чем двухсотлетней историей рыночной экономики. Стремительные же изменения в России конца прошлого века не только повлекли за собой формирование рекламного рынка, полностью скопированного с западных образцов, но и были обрушены на человека с иным менталитетом, только что вышедшего «из заповедника социалистической экономики». Поэтому наши соотечественники психологически абсолютно не готовы ни к профессиональному производству, ни к адекватному, несколько отстранённому восприятию рекламных образов и навязчивых слоганов. 

Конечно, время от времени и в художественной литературе, и в публицистике всплывают образы российской дореволюционной рекламы, но, как правило, никто не относится к этому опыту как к серьёзной базе для формирования научно-теоретической концепции современной российской рекламы. А зря. 

«По-видимому, реальное соединение теоретических моделей, исторических изысканий и современных маркетинговых практик в России ещё впереди», – делает вывод автор. Пока же предлагает читателю весьма познавательное, профессионально выверенное путешествие по миру, не обезображенному, но украшенному рекламой: начинает с античности, проходит через средневековую Европу, Америку и подробнейшим образом останавливается в России – имперской, советской, нэповской. Огромное количество ярких примеров, которыми подтверждается любой теоретический посыл, превращает учебное пособие в захватывающее, даже в некотором роде развлекательное чтение, от которого трудно оторваться. Равно как и от иллюстраций, создающих на страницах соответствующий тексту колорит каждой эпохи. 

Думаю, эту книгу стоит прочитать каждому, кто с лёгкостью покупается на рекламные провокации и хочет оградить от этого своих детей. Ведь когда не только сам механизм, но и история его создания подробно объяснены, приходит то знание, которое защищает от ненужных искушений наверняка. 

Наталья ГОЛУБЬ

Работа над ошибками 

В № 37 в материале Владимира Павлова «Величие малого города» по техническим причинам допущена неточность в приведённых датах. Следует читать: «Самым трагическим стало 28 января 1942 года, когда гитлеровцы уничтожили более 1400 мирных жителей еврейской национальности.
С конца января 1942-го по 20 сентября 1943-го линия фронта проходила непосредственно в городской черте». «ЛГ» приносит извинения за допущенную ошибку.

Обсудить в группе Telegram

Наталья Голубь

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кровь для Победы

    08.05.2025
  • Забытый герой

    08.05.2025
  • Утопленное оружие

    07.05.2025
  • Злой не имеет будущего

    07.05.2025
  • На сломанном дереве

    07.05.2025
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • Посвящение в свет

    4563 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Неблагодарные

    1143 голосов
  • Так ли уж не прав «дилетант»?

    999 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS