Хочется верить, рано или поздно тому бесчинству, которое творит рекламная индустрия в современном российском обществе, всё-таки придёт конец. Реклама перестанет выполнять функции врача, психотерапевта, сексопатолога, наставника для детей и подростков, дизайнера вагонов подземки и городских улиц.
Огромные плакаты, теле- и радиоклипы, глянцевые и землисто-серые клочки бумаги, засоряющие почтовые ящики, да и прочие ухищрения нынешних бизнесменов, менеджеров, социальных психологов наконец-то войдут в цивилизованное русло и реклама займёт подобающее ей – второстепенное! – место в умах и настроениях обычных людей.
Книга Л. Берёзовой «История мировой рекламы, или Старинные рецепты изготовления «бесплатного сыра» – очень важный шаг на этом пути, и вряд ли широкой читающей публике стоит им пренебрегать лишь потому, что книга вышла в качестве учебного пособия. В конце концов, всем нам приходится учиться взаимоотношениям с рекламным миром, и причину тому автор определяет в самом начале своего подробнейшего исследования: «Современная рекламная деятельность в России имеет корневой недостаток – отсутствие собственной традиции профессионализма».
В первых нескольких абзацах автору удаётся очертить весь комплекс проблем, связанных с рекламным бизнесом и приведших наше общество на границу нравственных и художественно-этических катастроф.
Нынешний средний американец или европеец подготовлен к процессу производства и восприятия рекламы более чем двухсотлетней историей рыночной экономики. Стремительные же изменения в России конца прошлого века не только повлекли за собой формирование рекламного рынка, полностью скопированного с западных образцов, но и были обрушены на человека с иным менталитетом, только что вышедшего «из заповедника социалистической экономики». Поэтому наши соотечественники психологически абсолютно не готовы ни к профессиональному производству, ни к адекватному, несколько отстранённому восприятию рекламных образов и навязчивых слоганов.
Конечно, время от времени и в художественной литературе, и в публицистике всплывают образы российской дореволюционной рекламы, но, как правило, никто не относится к этому опыту как к серьёзной базе для формирования научно-теоретической концепции современной российской рекламы. А зря.
«По-видимому, реальное соединение теоретических моделей, исторических изысканий и современных маркетинговых практик в России ещё впереди», – делает вывод автор. Пока же предлагает читателю весьма познавательное, профессионально выверенное путешествие по миру, не обезображенному, но украшенному рекламой: начинает с античности, проходит через средневековую Европу, Америку и подробнейшим образом останавливается в России – имперской, советской, нэповской. Огромное количество ярких примеров, которыми подтверждается любой теоретический посыл, превращает учебное пособие в захватывающее, даже в некотором роде развлекательное чтение, от которого трудно оторваться. Равно как и от иллюстраций, создающих на страницах соответствующий тексту колорит каждой эпохи.
Думаю, эту книгу стоит прочитать каждому, кто с лёгкостью покупается на рекламные провокации и хочет оградить от этого своих детей. Ведь когда не только сам механизм, но и история его создания подробно объяснены, приходит то знание, которое защищает от ненужных искушений наверняка.
Работа над ошибками
В № 37 в материале Владимира Павлова «Величие малого города» по техническим причинам допущена неточность в приведённых датах. Следует читать: «Самым трагическим стало 28 января 1942 года, когда гитлеровцы уничтожили более 1400 мирных жителей еврейской национальности.
С конца января 1942-го по 20 сентября 1943-го линия фронта проходила непосредственно в городской черте». «ЛГ» приносит извинения за допущенную ошибку.