Пакт Молотова–Риббентропа: мистификации или реальность. – М.: КД Либроком, 2011. – 312 с. – Тираж не указан.
Книга посвящена событиям августа-сентября 1939 года, которые до сих пор являются центром острейших политических дискуссий.
Автор сразу берёт быка за рога: пакта как юридического явления не было. «Есть Договор о ненападении, а термин «Пакт Молотова–Риббентропа» родился в условиях начатой Западом холодной войны. Кроме того, в отношении норм международного права договор был безукоризнен, не содержал признаков агрессивности». Что касается пресловутого «секретного протокола», то, говоря юридическим языком, налицо отсутствие у него статуса международного документа – нет «отсылочной» статьи, упоминания о языках, сроках вступления в силу и т.д.
Протокол имеет около 50 вариантов, включая подписанные… латиницей. Оригиналы документа так и не найдены, некая копия не была признана действительной на Нюрнбергском процессе, зато в 1948 году пошла гулять версия с фотоплёнки из секретного архива Риббентропа. При этом даже в 1970-е годы Германский бундестаг отказался признать легитимность документа, представленного канцлером ФРГ. А вот съезд народных депутатов СССР под давлением делегаций балтийских республик осудил «передел Европы». Примечательно, что по итогам голосования именно по этому вопросу образовалась и стихийная оппозиция Горбачёву в лице более чем 200 членов ЦК партии, политических и общественных деятелей.
Как выразился известный исследователь Сергей Кара-Мурза: «Документы теперь подменяются новыми политтехнологиями – отказом от логики и истины, взламыванием идентичности».
В конце лета ожидается очередной всплеск информационно-исторической полемики вокруг «секретного протокола», «равной ответственности Гитлера и Сталина» за войну… Придётся опять констатировать, что история стала ареной не научной дискуссии, а политики, идеологической борьбы. Вокруг истории Великой Отечественной войны идёт настоящая война – с психологическими атаками, разработкой новых приёмов и направлений ударов…