В интервью нашей газете Елена Смирнова, заведующая лабораторией психического развития детей дошкольного возраста Психологического института Российской академии образования, руководитель центра «Игры и игрушки» МГППУ, доктор психологических наук, рассказывает о проблемах в сфере детской игрушки и литературы.
– Елена Олеговна, все ли игрушки с точки зрения психолога полезны?
– 3 года назад мы, детские психологи МГППУ, решили заняться экспертизой детских игрушек и вообще тех материалов, которые имеют непосредственное отношение к психическому развитию ребёнка (включая, конечно, книжки, развивающие методики, мультфильмы и прочее). Все эти материалы сейчас в изобилии присутствуют в магазинах и являются достаточно выгодным товаром. Казалось бы, выбор огромный и проблема с продукцией для детей решена. Но производители и распространители такой продукции ориентированы только на коммерческую сторону товара. Развивающие качества игрушек и книжек, их влияние на становление личности ребёнка их не волнуют. В лучшем случае они озабочены внешней привлекательностью игрушки и её прочностью, а её игровые качества остаются без внимания. Порой в силу некомпетентности в вопросах детского развития они приписывают достоинства тем игрушкам, которые на самом деле вредны. Поэтому вмешательство психологов в игрушечный рынок нам кажется не только целесообразным, но и необходимым. Ведь игрушка – это не просто товар, а традиционное и очень важное средство развития ребёнка.
– Говоря языком ребёнка, в чём различия между плохими игрушками и хорошими?
– Хорошая игрушка – это та, с которой интересно играть. А настоящая игра – это не просто манипулирование игрушкой, но очень непростая деятельность, которая требует воображения, планирования своих действий, преодоления ситуативных желаний. Между тем многие новинки игрушечной индустрии совершенно непригодны для такой игры. Это касается прежде всего кукол. Большинство современных образных игрушек имеют встроенные механизмы, позволяющие давать им команды: танцевать, петь, кувыркаться и так далее. Недостаток этих кукол даже не в том, что они слишком натуралистичны и у них слишком ярко выражены агрессивность или половые признаки, а в том, что они лишают ребёнка возможности действовать самостоятельно: придумывать, воображать и соображать, то есть играть. Они сами предлагают строго определённые действия – что и как надевать, на какую кнопку нажимать, чем кормить. Детям остаётся только воспроизводить предложенные стереотипы действий, что они охотно и делают. Главные качества детской игры – свобода действий, эмоциональная насыщенность, изобретательность – при этом совершенно не требуются и не развиваются. Вместе с тем дети быстро привыкают к таким красивым и «укомплектованным» игрушкам и требуют их ещё и ещё. Они начинают зависеть от того, что «заложено» в такой игрушке, и охотно подчиняться её требованиям.
Хорошая игрушка должна быть максимально открыта для преобразований. Такие универсальные и популярные во все времена игрушки, как обычные куклы и мишки, мячи, кубики, вкладыши, благодаря своей простоте чрезвычайно пластичны, допускают бесконечные усложнения, тысячи новых комбинаций и не могут наскучить ребёнку. Открытость для разнообразных действий, гибкость и простота – первое и важнейшее требование для хорошей игрушки.
– Детская литература – тема сложная и неоднозначная. Скажите, что полезно читать ребёнку?
– Детская литература играет исключительно важную роль в личностном развитии. В русской и мировой литературе есть огромное количество прекрасных сказок и стихов для маленьких детей: народные сказки, сказки Чуковского, Пушкина, Перро, братьев Гримм и много-много других гениальных творений, составляющих золотой фонд литературы. Эти произведения являются сокровищницей не только речи и языка, но и переживаний, смыслов, человеческого опыта, представлений и ценностей. Всё это могут и должны освоить наши дети. Тем более для этого сегодня есть все условия.
Дошкольный возраст – это возраст сказки. Сказка будит воображение, даёт образцы прекрасного и безобразного, доброго и злого. Через сказки дети начинают сочувствовать и сопереживать вымышленным героям, которые становятся знакомыми и близкими. Поэтому маленьким детям обязательно нужно читать сказки, и как можно чаще. Но выбор самой сказки и конкретной книжки зависит от возраста ребёнка и от компетентности родителя.
Детская книжка – это тоже товар, и чтобы он хорошо продавался, его нужно сделать броским, необычным и привлекательным для родителей. Сегодня очень непросто найти книгу с понятными картинками. Во многие издания для малышей вставлен специальный звуковой механизм – большая кнопка, которая при нажатии издаёт характерный звук или воспроизводит песенку. Например, книжка про корову начинает мычать, а про паровозик – гудеть. Это делает книгу дороже и привлекательней. Но при этом она теряет свою литературную и воспитательную ценность. Восприятие текста подменяется нажиманием на кнопку и бесконечным воспроизведением одного и того же звука. Для повышения развивающего значения книжки часто используется совмещение литературного произведения с аппликацией, раскрашиванием картинок или решением арифметических задач. Например, по ходу чтения «Дюймовочки» нужно приклеить героине недостающие части тела, или раскрасить её домик, или сосчитать, сколько цветов растёт на поляне. Сами по себе эти занятия весьма полезны, но они не имеют никакого отношения к восприятию сказки, более того, они уводят ребёнка от её смысла и от той сокровищницы переживаний, которую таит в себе литература. Восприятие художественного произведения сводится к элементарному раскрашиванию или приклеиванию. Воспитательный эффект и развивающее значение литературы при этом исчезают. В этой связи психологическая экспертиза детских книг столь же необходима, как и игрушек.
– В чём плюсы и минусы новых мультфильмов?
– Экранная культура всё больше вытесняет чтение, и этот процесс кажется необратимым. Во многом эту тенденцию формируют и поддерживают родители. Сегодня это так просто – поставить диск или нажать кнопку телевизора, и малыш долго и с интересом смотрит на экран. С литературой всё гораздо сложнее. Здесь нужно тратить время, голос, энергию, да к тому же это так скучно – по нескольку раз читать хорошо знакомые сказки и истории. И, казалось бы, какая разница? Ведь во многих мультфильмах дети знакомятся примерно с теми же сюжетами и персонажами, только в более современном, «подвижном» и привлекательном варианте.
Но разница огромная. Слушая литературный текст, дошкольник представляет происходящие события, связывает разные фрагменты произведения. Это требует работы мысли, сосредоточенности и воображения, а значит, развивает эти способности. А на экране всё в готовом виде. К тому же сами фильмы и передачи для детей часто не рассчитаны на дошкольников. Например, такие детские сериалы, как «Ну, погоди!», «Том и Джерри» и многие другие, переполнены стереотипными и малопонятными эпизодами, которые со страшной скоростью сменяют друг друга: бесконечные погони, драки, превращения, переодевания – здесь даже взрослому трудно уловить логику событий. Речь персонажей скудна, ограничена восклицаниями, имитацией шума. Очевидно, что такие фильмы не будоражат фантазию ребёнка, не подстёгивают его творческие способности. К тому же дети быстро привыкают к потреблению бессмысленной зрительной стимуляции, которая заполняет их жизненное пространство и отключает от реальных практических занятий.
Конечно, полностью исключить телевизор и мультики из жизни дошкольников в наше время невозможно, да и не надо. Но вводить ребёнка в визуальную культуру нужно с умом и осторожностью. В фильмах для маленьких всё должно быть понятным: узнаваемые персонажи, чёткая и членораздельная речь, медленные и последовательные события. К сожалению, фильмов, рассчитанных на детское восприятие, чрезвычайно мало. К ним, прежде всего, относятся старые советские мультики, сделанные на основе детской литературной классики.
– Считаете ли вы целесообразным принятие закона о защите детей от вредной информации, который сейчас обсуждается в Думе?
– В проекте этого закона много спорного. Мне представляется, что введение цензуры или запретов сейчас уже невозможно. В то же время квалифицированная экспертиза продукции для детей необходима. И она должна иметь не запретительный, а рекомендательный характер, чтобы думающие родители могли выбрать то, что советуют специалисты. Именно такую экспертизу игрушек мы проводим в нашем центре. В ближайшее время мы собираемся распространить её на детские книжки, компьютерные игры, мультфильмы и другие товары для детей. Надеюсь, это будет способствовать повышению их качества.
Беседу вёл