Индекс цитирования как средство стимулирования «мозгов»
Министерство образования и науки в конце прошлого года разработало новые критерии оценки результативности работы научных организаций. В качестве индикаторов предлагается использовать индекс цитирования и количество публикаций в научных изданиях.
Сразу отсеку личную заинтересованность: на днях мне исполнилось 70, работаю последний год. Решение окончательное, и мне всё равно, как там и кто там будет отчитываться и цитироваться. Но и молчать нельзя. Понятно желание как-то стимулировать процесс, да ещё и получить побольше, заплатив поменьше. Но… не тот случай. Перефразируя известную мысль: девять женщин, собранных вместе, не родят ребёнка за месяц. Если потребовать от них регулярных отчётов обо всех их соитиях, отчёты – будут, детей – не будет. С этим новым начинанием произойдёт то же, что и со многими предыдущими начинаниями. Министерство долго будет пыжиться, что-то родит, а потом никто не будет знать, что с новорождённым делать. И видно, что не то, и выбросить жалко – деньги-то потрачены.
По-моему, господа, если вы не можете доверять своим преподавателям и учёным, так закройте эту лавочку, и всё тут. Сталин – доверял, но умел и проверять. И как-то дело шло, и неплохо шло. А вы ведь и проверить-то не сможете. Ведь чтобы проверять, надо знать, но знаний-то у вас – ноль. Смело можно утверждать: будут, будут – для вас – и цитирования, и по три сотни публикаций в год. Но науки НЕ БУДЕТ. Как нет её в вашей хвалёной Америке. Положение в американской науке я знаю из первых рук. Вот где контроль! Такой, что учёному остаётся одно – печь «блины», то есть выполнять мелкие работы на узкоприкладные темы, которые делаются быстро и быстро продаются. Думать ему просто некогда. Америка мозги качает из России, Индии, Китая и прочая, и прочая. Но мы-то откуда будем качать, когда окончательно угробим возможность выращивать свои? Кстати, по этим вашим «чётким индикаторам» ни Ньютон, ни Эйнштейн даже на младшего научного работника не тянут.
Конечно, проблема есть – уровень науки и образования действительно падает. Что делать? Во-первых, ликвидировать Академию наук как государственную фирму. Со всеми её институтами. Подавляющее число её сотрудников к науке не имеет никакого отношения. Особенно академики, многие из которых есть не учёные, а директора фирм.
Второе. Науку пусть делают, как до эпохи гонки вооружений, учёные, работающие в вузах, безо всякого контроля, кроме как со стороны своих собратьев – что хотят, то пусть и изучают. А зарплату пусть получают за преподавание. Деньги же для экспериментов государство может выделять на конкурсной основе после публичного обсуждения смысла эксперимента.
Третье. Для решения крупных конкретных задач государство может создавать временные организации. Собрались, выполнили – и разбежались. В своё время Средьмаш сделал бомбу, дальше работу себе его сотрудники высасывали из пальца, а «контора» при этом выросла раз в 10. Прямо по Паркинсону: «Штаты любой организации растут со скоростью 5–7% в год, независимо от объёма работы, даже при полном её отсутствии».
Конечно, это только полумеры, но лиха беда начало.
, доцент кафедры «Физика» МГТУ им. Н.Э. Баумана