Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Провиантские склады превратятся в музей

01 января 2007

МОСКОВСКИЙ ВЕСТНИК

В Музей истории столицы, которому так не хватает выставочной площадки в огромном городе

Два проекта здания Провиантских складов – с крышей и без неёМесто для такого музея выбрано идеально: в историческом центре города, на пересечении одной из старейших улиц Москвы с Садовым кольцом. Близость станций метро и удобный подъезд к музею важны, возможно, немногим меньше, чем то, что сам музейный комплекс расположится в красивых и просторных зданиях начала XIX века, построенных по проекту Василия Стасова. Изначально они принадлежали военному ведомству Российской империи. Здесь размещались армейские магазины для казённого провианта. Из, казалось бы, тривиального назначения помещений архитектор Василий Стасов умудрился создать функциональный шедевр. Он сумел так расставить все три огромных корпуса и здание кордегардии (павильона для караула), что они образовали монументальный комплекс, который не нарушил, а удивительным образом дополнил архитектуру старой Москвы, словно Провиантские склады находились в этом районе всегда. Как отмечают искусствоведы, зодчему удалось образовать уникальный «фронт зданий» за частой решёткой, увенчанной наконечниками копий, наделённый цельностью композиции, лаконизмом и выразительностью. Иными словами, получился красивый, образцовый проект, который был реализован под руководством архитектора Фёдора Шестакова в 1835 году.

Хотя этот комплекс за всю историю не изменял своему «военному профилю», здания постепенно ветшали; их сохранности отнюдь не способствовало решение оборонного ведомства об устройстве здесь гаражей для генеральского автопарка, принятое в 1960 году. «Я в течение пятнадцати лет боролся, чтобы освободить памятник от гаражей!» – сокрушался на общественном градостроительном совете Юрий Лужков. Наконец два года назад военные перевезли автотранспорт в новые помещения на Рублёвском шоссе, а Провиантские склады должен занять Музей Москвы.

Чтобы стать полноценным музеем и сохраниться как памятник архитектуры, в ближайшем будущем «Провиантам» необходимы реконструкция и реставрация. Широко обсуждаемый сейчас проект реконструкции, реновации и реставрации памятника разработан творческим коллективом под руководством академика архитектуры Юрия Платонова. Согласно этому проекту будут восстановлены все утраченные фрагменты зданий, им вернут первоначальные цвета: красная кровля, чёрный металл ограждений и, конечно же, строгие белые стены. Зданиям прописана научная реставрация с использованием тех же материалов и технологий, которые применялись при строительстве памятника. Так, к примеру, известно, что кровля была выкрашена красным суриком, поэтому при реставрации будет использована та же технология, несмотря на то, что сегодня существуют более качественные технологии, которые могли бы повторить фактуру. «Мы стремимся воссоздать здания с максимальной степенью исторической достоверности как в части сильно искажённых внутренних пространств, так и в относительно хорошо сохранившихся фасадах зданий. Этот памятник – безусловная ценность, и мы постараемся не нарушить те замечательные находки и решения, которые были сделаны в процессе его проектирования и строительства в XIX веке», – уверяет архитектор Международной академии архитектуры Дмитрий Метаньев.

То, что больше 50 лет неприспособленные для этих целей стены складов стали пристанищем для генеральских машин, мягко говоря, не пошло на пользу памятнику архитектуры XIX века. Эксперты давно настаивали на немедленной реконструкции Провиантских складов с обязательным укреплением фундаментов, последнее, в свою очередь, сделает возможным строительство нескольких подземных этажей. Там кроме паркинга, спроектированного таким образом, чтобы не повредить памятник, разместятся и технические помещения комплекса. Кстати, проектировщики учли и тот факт, что размещение музейного комплекса будет означать увеличение нагрузки на ближайшие автомагистрали. Поэтому, чтобы не усугубить и без того сложную ситуацию на Зубовском бульваре, уже разработаны три варианта въезда в подземное пространство музея и предусмотрена стоянка для экскурсионных автобусов под эстакадой Садового кольца.

Бережность в обращении с памятником станет ключевым правилом не только по отношению к фасадам, но и к интерьерам зданий. Как заверила в одном из интервью заместитель генерального директора музейного объединения «Музей истории Москвы» Людмила Гусарова, в трёх старых корпусах после реставрации расположат особо ценные экспонаты, при этом основным принципом формирования экспозиционных пространств будет являться неприкосновенность всех элементов памятника архитектуры. Это значит, что все перегородки, антресольные этажи, стендовые элементы будут сформированы на основе модульных конструкций, устанавливаемых независимо от стен и перекрытий уникального здания.

Несмотря на очевидность тщательного подхода к реконструкции памятника, находятся те, кто стремится поставить под сомнение необходимость работ по реконструкции Провиантских складов. «Недовольные», как правило, относятся к числу тех, кто пользуется любым случаем, чтобы завоевать «протестную» популярность на обличении властей, либо это люди, не считающие, что памятники лучше всего сохраняют свой дух, когда продолжают служить людям. Если бы решения принимали подобные деятели, для которых протест – это всего лишь хобби и метод зарабатывания денег, в столице появились бы подретушированные, но мёртвые изнутри руины, посетить которые стремились бы только редкие специалисты. Остриё критики в данном случае направлено на ещё не утверждённое предложение проектировщиков дополнить ансамбль четвёртым современным зданием и перекрыть двор стеклянной крышей, превратив его в часть музейного пространства.

Что касается идеи построить четвёртый, замыкающий стоящие буквой «П» здания, можно сказать, что проектировщики уж никак не стремятся возвести здесь муляж под старину, чтобы «обмануть» посетителей. Это будет здание с остеклённой внешней стеной, в котором по планам должны разместиться реставрационные мастерские, издательство, лекционные аудитории, конференц-залы и научные лаборатории. Аргументов «за» много, в их числе и те, что, имея застеклённый двор, музей сможет проводить любые культурные мероприятия невзирая на любую московскую непогоду. Появление нового корпуса позволило бы существенно расширить возможности музея, у сотрудников которого есть идея разместить в этом здании с прозрачными стенами реставрационный зал – ведь посетителей всегда очень интересуют тайны хранения и реставрации памятников прошлого.

Пока «критики» с пеной у рта вещают о близящейся неминуемой утрате Провиантских складов, люди, ответственные за принятие решений, тщательно изучают предложенный вариант реконструкции. Как заявил недавно главный архитектор Москвы Александр Кузьмин, «вообще-то у меня нет идефикс перекрыть двор Провиантских складов стеклянной крышей. Что очевидно, так это необходимость реставрации в тех объёмах, какие занимали склады, и обязательное освоение подземного пространства».

Использование пространства между памятниками архитектуры – довольно распространённая практика в мире. Об этом напоминает председатель комиссии Общественной палаты по региональному развитию профессор Московского архитектурного института Вячеслав Глазычев: «Это нормальная вещь. По этому пути пошли в Лувре, и ничего страшного не произошло, по этому пути реконструировали Британский музей. Весь вопрос заключается в том, как это сделать». Конечно, весь вопрос в исполнении, но даже при условии идеальной работы новаторам всегда приходится поначалу выдерживать критику сторонников тотальной консервации. В своё время немало натерпелся и знаменитый британский архитектор Норман Фостер, сконструировавший уникальный купол Британского музея.

Небезынтересна в этой связи точка зрения западных специалистов, ведь «критики» очень любят ссылаться на безупречный опыт сохранения памятников в городах Европы. Один из учредителей Ассоциации охраны архитектурного наследия (MAPS) Эдмонд Харрис считает, что лучший путь сохранить памятник – это корректно приспособить его к современной жизни. «Многие российские реставраторы, которые учились в вузах СССР, представляют старинные дома только в виде музеев, но ведь дома должны жить и сейчас. Весь мировой опыт показывает: можно полностью отреставрировать почти любой дом так, чтобы его облик остался прежним и при этом в нём могут быть жилые комнаты или офис. Для этого нужно лишь желание. В крайнем случае, если часть старинного особняка безвозвратно утеряна, иногда можно пристроить к нему новое здание, но так, чтобы было чётко видно, где заканчивается, скажем, XVIII век и где начинается XXI».

Безусловно, споры подчас вещь полезная, особенно если критикующая сторона предлагает аргументированные альтернативы. Пока же ясно одно и самое главное – Провиантские склады будут сохранены, они послужат людям как никогда прежде, приняв в своих стенах Музей истории родного города.

Софья БУШУЕВА

Обсудить в группе Telegram

Софья Бушуева

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS