Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Литература

Проза верхнего низа-2

01 января 2007

ПОДНИМИТЕ МНЕ ВЕКИ

Лев ПИРОГОВ 


В культурологии есть такая объяснительная модель под названием «Парадигма Чижевского». Она описывает последовательное чередование «интроверсивных» и «экстраверсивных» эпох в искусстве. Скажем, готика: интроверсивная вертикаль «человек – Бог». Возрождение – экстраверсивная горизонталь: «человеческое, слишком человеческое». Барокко – это замкнувшийся в себе нарцисс-интроверт, а классицизм с его манией всё объяснить и упорядочить – пример «горизонтального» логического мышления. Романтизм – опять уход в себя, реализм – опять бросок в объятия действительности. И так далее. Вверх-вниз. Вверх-вниз. Как насос, качаемый незримой рукой. 

Это называется «антропологическая модель в культуре» – когда неподдающиеся, в общем-то, разумению механизмы описываются с помощью простых человекоподобных образов: палка, палка, огуречик. 

Лучшей художественной иллюстрацией «антропологической модели в культуре» является анекдот: Моисей сказал, всё оттуда (перст в небо), Соломон сказал, всё отсюда (палец ко лбу), Иисус сказал, всё отсюда (ладонь на сердце), Маркс сказал, всё отсюда (на желудок), Фрейд сказал… И так далее. 

Медитируя над этим анекдотом, нельзя не заметить, что категория «высокого» в искусстве неумолимо, столетие за столетием, сползает по «антропологической модели» вниз. Когда-то она определялась отношением к Богу – «всё оттуда». Потом Бога заменил «Разум». Потом открыли, что «зряче только сердце». А в XX веке это сердце безнадёжно сползло в штаны. Генри Миллер, Буковски, Уэлш и Берроуз стали считаться классиками. Филип Рот и Борис Носик – рукоподаваемыми авторами «добротной прозы». «Лолита» заняла в картине мира образованной мещаночки то же место, которое занимали прежде «Вешние воды». 

В 1963 году вся интеллигенция рукоплещет решению жюри Московского кинофестиваля: ведь Феллини «выше» производственной драмы со счастливым концом «Знакомьтесь, Балуев!». Высокое одерживает трудную победу над низким. Сегодня та же интеллигенция жалобно вопрошает: ах, зачем по телевизору показывают передачу «Дом-2»? А затем, родные мои, что дом-два – это ваш Феллини и есть, только «на порядок грубее, проще, ближе к основам бытия». Идея овладела массами, так сказать. Стала исторической силой. 

Дом-два – это ведь тоже искусство. Живое творчество масс. Отражение народных чаяний, воплощённое самим народом. Помните, в школьном литературоведении бытовала мистическая теория: дескать, когда Толстой выписывал в своём романе «мысль народную», его рукой водил сам народ. Ну вот, сегодня эта теория как никогда близка к жизни. Народ читает модные журналы и смотрит телевизор. А в модных журналах и на телевидении работают отнюдь не коварные масоны-политтехнологи, там трудятся простые пэтэушницы из народа, только принаряженные чуть-чуть. Целевая аудитория обслуживает саму себя. 

Народ сам пишет свою литературу.
У него даже авторский стиль выработался. Я с этим стилем знаком поверхностно, но кое-что особое уловил. Вот говорят: «Маринина – это совсем не то, что Донцова». Почитал обеих. Совсем то. Ну как один человек писал. Донцова лишь «на порядок проще, грубее, ближе к основам бытия». А стиль один: безудержно расползающаяся во все стороны болтовня с анекдотцами и афоризмами житейской мудрости. Будто одна хозяйка взялась рассказывать другой, как ходила утром на рынок, да зацепилась языком за пятое-десятое и рассказала заодно про соседей и заразу-свекровь. У Донцовой это доведённый до автоматизма приём, а у Мариниой вроде как выходит случайно, «по вдохновению»: рукой водит Хозяйка, сиречь Читательница, сиречь народ.
Но это «низкое», а мы должны о «высоком». 

Тот же самый народ своей свободной, но не самой миллионопалой ложноножкой нащупывает очертания новой «элитарной» литературы. Так называемой прозы верхнего низа. В ней, конечно, конфликт должен вызревать ниже пояса, а то получится отрыв от традиции. Но есть и черты новаторства. Приведу пару примеров. 

Популярная в Интернете сочинительница Полина Волошина (больше, впрочем, знаменитая своими фотоавтопортретами) прославилась полгода назад эпохальным (и в целом весьма неплохим) рассказом под названием «Раскрытие темы». Суть его такова. Некий человек, разматывая рулончик туалетной бумаги, видит вдруг написанное кем-то слово «привет». Одиночество, плохая экология, офисные стрессы, неуверенность в себе и незыблемости мироздания подталкивают его к тому, чтобы ответить. Он достаёт ручку и пишет на том же рулончике: «Привет». Так завязывается переписка Человека с Туалетной Бумагой, перерастающая в привязанность, родство душ, а потом и большое светлое чувство. С предсказуемой развязкой можно познакомиться здесь: http://samka.livejournal.com/1792267.html.
Другой пример – Денис Яцутко, рассказ «Теофания». (То есть, если кто вдруг забыл, «божественное откровение», «явление божества».) Сюжет: некая девушка обнаруживает во влагалище горошину. Самую обычную, «семейства бобовых, с едва заметной щелью между двумя семядолями». Начинает размышлять, как она могла туда попасть. Размышляет долго и убедительно. Ответа нет. «Не может быть, – думала она. – Бред, чушь, это просто потому, что я не могу придумать рационального объяснения. (…) «Господи... – она совсем по-другому думала теперь это слово. – Господи...» 

Текст рассказа доступен по адресу http://topos.ru/article/2061. 

Кто-то поспешит отмахнуться: да ну, стёб всё это, дескать, и святотатство. Но нет. Это уже не стёб. Это уже почти по ту сторону стёба: кощунственный стёб над стёбом, подрыв основ. Маятник завис в крайней точке. «Проза низа» тихонько ойкнула и поползла вверх. С возвращением, деточки...

Окончание. Начало см. в № 29

Обсудить в группе Telegram

Лев Пирогов

Лев Пирогов (родился в 1969 г.), публицист, лит... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Утнасун

    08.05.2025
  • Пара строк, записанных в блокнот

    08.05.2025
  • C зонтиком против урагана

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS