Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Литература

Проза верхнего низа

01 января 2007

ПОДНИМИТЕ МНЕ ВЕКИ

Лев ПИРОГОВ

Модернизм от постмодернизма отличить очень просто. Всего по одному признаку. В модернизме внимание сосредоточено на человеке, а в постмодернизме – на тексте. То есть модернистский текст может быть сколько угодно «новаторским» и нечитаемым, но всё равно главным объектом рефлексии автора остаётся изображаемый материал: человек, природа. Как оно там «на самом деле» устроено, если со всех сил прищурить глаза? А постмодернистский текст может быть каким угодно: «новаторским», традиционным, с вывертами, без вывертов – рефлексия автора всегда будет сосредоточена не на вопросе «как оно там на самом деле», а на вопросе «что это я пишу». Постмодернизм – это автопортрет текста. 

Реализм от модернизма отличить ещё проще, это давно известно. В реализме герои нужду не справляют, а в модернизме делают это с самозабвением волнистого попугайчика. Хотя бывает такой модернизм, что ни разу ни на одной странице не написано буквально «имярек опростался», но всё равно ощущается – опростался он, опростался! И давеча, и третьего дня, и сегодня утром. Потому как это в его человеческой-на-самом-деле натуре. 

Взять, допустим, «главный» модернистский роман – «Улисс». Начинается с физиологичной метафоры: «сопливо-зелёное море». Заканчивается тем, что у Молли Блум началась менструация. Или взять Генри Миллера… 

Генри Миллер – это очень важная для русской литературы вещь. Именно из его тощей задницы растут ноги нынешней «мущинской» суриозной литературы. «Я, голодный и злой, мужественно жую небритыми губами окурок…» Семена, брошенные в русскую почву Эдуардом Лимоновым, взошли главной литературной сенсацией последних лет – лимоновским учеником Захаром Прилепиным. 

Есть даже что-то забавное и загадочное в том, что писатель, собравший цвет патриотических премий («России верные сыны», «Ясная Поляна), имеет столь космополитичную родословную. А его прямые высказывания (цитирую по интервью, данному Прилепиным газете «Реакция») должны бы вызвать оторопь консервативной критики. Например, о «деревенщиках»: «Это одна из самых ненавистных мне эстетик в русской литературе, весь этот шукшинский мир мне омерзителен по сути». Или о патриотизме: «Любовь к родине, к почве, к земле, к крови, она по сути безнравственна». Или о чеченской войне: «Мне чечены ничего не сделали плохого. Я чеченцев люблю». Должны бы вызвать – однако не вызывают. 

Придавать значение убеждениям мы перестали с тех пор, как разучились читать и писать «литературу смысла» – весь этот кондовый, топором деланный классический реализм. («Пять человек молодых людей…» – начинает один из своих рассказов Лев Толстой; кто-нибудь из сегодняшних критиков станет ли читать дальше?) «Литература смысла» – это то, что можно пересказать своими словами. Даже в виде «сухого остатка» она не утратит значимости и ценности. А можно ли пересказать Набокова, Довлатова, Лимонова? Ведь у них важным содержательным элементом является манера, интонация, ужимка, походочка... (Прилепин пробует писать так, чтобы «можно было пересказать», именно за это принят и обогрет реалистами, а убеждения, декларации – дело сотое.) Художественная значимость сместилась из области «содержания» в область «выражения». От мысли – к чувству. Сегодня мы читаем не головой, даже не сердцем – селезёнкой. «О чём книга?» – «Так, ни о чём… о жизни». 

Жизнь наша стала «ничем» с тех пор, как мы перестали почитать «реализм» и воспринимать себя в системе координат «реальности». Известно ведь, что «реальностью» называется не то, что существует на самом деле, а то, чему есть объяснение. Если мы видим нечто, чему нет объяснения, значит, нам показалось. Чтобы кажущееся стало реальностью, реалист обязан дать ему объяснение. Он много рассуждает, натаскан, вынужденно умён. Модернисту сойдёт и так, он полагается на тонкие материи, на интуицию. Модернист, как та поэзия, глуповат. А мы, дети модернистов, ещё наивнее, скажем так. Вот критик Павел Басинский: уж на что ярым реалистом считался (и сам, конечно, себя считал), а как дошло до дела, взял и написал постмодернистский роман. Селезёнка не может врать... Вернёмся же к Генри Миллеру. 

Лучшими страницами лучшего миллеровского романа общепризнано считается эпизод, в котором автор, заглядывая во влагалище проститутки, приходит к подкупающему философской свежестью выводу: «Всё течёт, всё меняется». Лучшие страницы последней книги Прилепина (на мой взгляд) посвящены описанию дощатого сортира. С торжественными щелями света, духотой и засыхающими на лету мухами. Автор, правда, не заглядывает в дыру и не восходит до масштабных гераклитовых обобщений, но всё равно: отличное описание, отличный сортир. Я не шучу. Если в вашей жизни не было таких, сидите помалкивайте. Знаете, как Гераклит лечился от водянки? В дерьме по шею сидел. 

Это не к тому, чтоб указать читателю его место, а к тому, что всё ведь и взаправду течёт. Век за веком «высокое» в искусстве постепенно сползает вниз. Из горних сфер религиозного абсолюта – в сферу разума (т.н. «классицизм»), потом в сферу чувства (т.н. «романтизм»), потом в область желудка (когда т.н. «реализм» погряз в детерминистских теориях). Наконец, в ХХ веке «высокое» утвердилось в области гениталий. Например, «Лолита» – это «высокое», а какой-нибудь Вадим Кожевников, повествующий о трудовом подвиге – это окончательное и бесповоротное фу. Мы до сих пор рады, что в 1963 году главный приз Московского кинофестиваля получил не фильм по его роману «Знакомьтесь, Балуев!», а «Восемь с половиной» Феллини, в котором социально бесполезный тип предаётся инфантильным эротическим грёзам. Потому что «Восемь с половиной» – высокое. И ведь действительно так, я опять не шучу… После гениталий на пути высокого были пятки – постмодернистская сороконожка, думающая исключительно о том, как она ходит. А дальше?..

Обсудить в группе Telegram

Лев Пирогов

Лев Пирогов (родился в 1969 г.), публицист, лит... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Особая для наших душ минута...»

    11.05.2025
  • Звучит над озером романс

    11.05.2025
  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS