Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 апреля 2024 г.
  4. № 12 (6927) (27.03.2024)
Телеведение

Прозрение и предательство

В кинотеатрах – экранизация романа Александра Проханова

01 апреля 2024
Комбат (Виталий Кищенко) и Рябинин (Антон Шагин)

Конечно, рассчитывать на то, что литературный текст при переводе на язык кино не претерпит никаких изменений, наивно. Роман будит воображение и у каждого читателя рождает его картину действия, его фильм. Кинематографисты же предлагают зрителю свою версию и своих героев в созданной ими кинокартине, и тут бывает много разночтений с текстовым первоисточником. Это как ребёнок, который, может быть, не копия отца, но все понимают, что это его сын, его кровь. К сожалению, часто режиссёры со сценаристами рождают что-то, так сказать, нагулянное, чужеродное, уродливое, но не будем о печальном.

«Позывной «Пассажир» – законное, родное дитя книги Александра Проханова «Убийство городов», хотя в фильме нет прохановского альтер эго писателя Кольчугина. И пи¬сатель Николай Рябинин (Антон Шагин), ставший единственным главным героем, не совсем такой, как в книге.

В фильме это аполитичный молодой человек, только что презентовавший свой первый роман и в традициях столичной тусовки шикарно отпраздновавший это событие. Для него Донбасс – это «другая страна», и ему нет дела до того, что в 2014-м в Киеве случился государственный переворот и к власти пришли нацисты. Ему безразлична гражданская война, в которой убивают русских. Но там пропал без вести его брат-ополченец, а старик-отец (его играет Александр Михайлов, и в нём что-то от Проханова есть), зная «белоленточные» настроения сына-писателя, решил отправиться на поиски сам. И тут в Николае проснулась-таки совесть, поехал в Донбасс он, а отец остался с больной матерью (Татьяна Ташкова).

«Позывной «Пассажир» (режиссура и сценарий Ильи Казанкова) повторяет и развивает тему прозрения, которая начата сериалом «20/22», о котором мы недавно писали. Напомню, там после объявления СВО юная «нетвойнистка», студентка журфака МГУ, поехала в Донбасс, куда после нелепой ссоры вдруг сорвался её возлюбленный. Она поехала за ним, чтобы помириться и сказать ему, что она ждёт от него ребёнка. И там, в Донбассе, открылись глаза и у него, и у неё. Парень понял, что такое на самом деле современная война, а его возлюбленная – особенно после того, как побывала в плену «азовцев» – поняла, кто свой, а кто чужой в этой «другой стране» и как выглядят современные нацисты.

В фильме «Позывной «Пассажир» время другое, 2015-й год, Рябинин, приехав в расположение батальона «Аврора», в котором служил брат, знакомится с ополченцами – ветеранами и новобранцами. И с местными жителями, в основном детьми и женщинами. Самое интересное в фильме то, чего наш кинематограф почти не показывал, – это простые люди Донбасса, их мир и их война. В центре киноповествования – небольшое подразделение, руководимое комбатом Курком, бывшим советским офицером (Виталий Кищенко). Так случилось, что противостоящим ополченцам подразделением бандеровцев руководит его однокашник по училищу.

Ещё одна тема в фильме, и, может быть, самая важная в жизни нашей страны последних десятилетий, – тема предательства.

Предаёт своих ополченец, бывший уголовник Жила. Сергей Горобченко сыграл человека, для которого война – это добыча, деньги, возможность делать то, что в мирное время нельзя, но очень хочется: грабить, насиловать, убивать. Горько осознавать, что такие есть всегда, по обе стороны линии фронта.

И вот совсем другое предательство, точнее сказать, зрада: предаёт своих сослуживцев из ВСУ танкист, угнавший к ополченцам украинский танк из стана бандеровцев, потому что он русский и «не может стрелять по своим», что было бы настоящим предательством своего народа.

Не предаёт сослуживцев, но предаёт соотечественников-дончан лётчик ВСУ, разбомбивший донбасский посёлок. Его сбили, притащили в село, и он запросил пощады: «Простите, я выполнял приказ, я русский».

Не предаёт, попав в плен, комбат Курок. Настоящий предатель – бандеровский полковник, он в 1991-м изменил присяге, предал страну, в которой родился. А сейчас служит нацистам, совершившим государственный переворот, и поступает как нацист, изощрённо жестоко казня пленных.

А вот Рябинин, ехавший в «другую страну», казалось, готовый в любой момент предать, не предаёт. В начале фильма ему были безразличны и даже враждебны ополченцы, в конце же единственный из батальона, чудом уцелевший, он остаётся в Донбассе. Правда, непонятно, что было решающим в его выборе. Солидарность с павшими или желание встретиться с библиотекаршей (Люба Баханкова), в которую он успел влюбиться?

Среди известных актёров, согласившихся играть совсем небольшие роли в фильме, хочется отметить также Надежду Маркину, Владимира Стеклова, Алексея Шевченкова и Алексея Дмитриева.

Конечно, трудно передать на экране поэтичный, яркий, метафоричный язык писателя-трибуна Проханова, но в фильме есть образ, соответствующий его эпическому дару, – десятилетний мальчик Митька (Алёша Ильин замечательно справился с ролью) обещает выучить «Евгения Онегина» наизусть, потому что только тогда ему комбат обещал выдать оружие. А когда каратели на танках входили в шахтёрский посёлок, он с красным знаменем в руках, с портретами Пушкина на груди и Гоголя на спине вышел на дорогу, чтобы остановить танки, и был расстрелян нацистами. Получился трагический образ, соразмерный прохановскому масштабу.

Тэги: Премьера
Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • В чём утопили адмирала?

    23.04.2025
  • Ненависть на аутсорсе

    02.04.2025
  • Ледовая сказка

    19.03.2025
  • Что это было?

    13.03.2025
  • Страна Zero

    12.03.2025
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
  • Жизнь течет как Угрюм-река

    128 голосов
  • Хабенский напел

    102 голосов
  • Перуна на вас нет!

    98 голосов
  • Фальшивая нота

    98 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS