Конечно, рассчитывать на то, что литературный текст при переводе на язык кино не претерпит никаких изменений, наивно. Роман будит воображение и у каждого читателя рождает его картину действия, его фильм. Кинематографисты же предлагают зрителю свою версию и своих героев в созданной ими кинокартине, и тут бывает много разночтений с текстовым первоисточником. Это как ребёнок, который, может быть, не копия отца, но все понимают, что это его сын, его кровь. К сожалению, часто режиссёры со сценаристами рождают что-то, так сказать, нагулянное, чужеродное, уродливое, но не будем о печальном.
«Позывной «Пассажир» – законное, родное дитя книги Александра Проханова «Убийство городов», хотя в фильме нет прохановского альтер эго писателя Кольчугина. И пи¬сатель Николай Рябинин (Антон Шагин), ставший единственным главным героем, не совсем такой, как в книге.
В фильме это аполитичный молодой человек, только что презентовавший свой первый роман и в традициях столичной тусовки шикарно отпраздновавший это событие. Для него Донбасс – это «другая страна», и ему нет дела до того, что в 2014-м в Киеве случился государственный переворот и к власти пришли нацисты. Ему безразлична гражданская война, в которой убивают русских. Но там пропал без вести его брат-ополченец, а старик-отец (его играет Александр Михайлов, и в нём что-то от Проханова есть), зная «белоленточные» настроения сына-писателя, решил отправиться на поиски сам. И тут в Николае проснулась-таки совесть, поехал в Донбасс он, а отец остался с больной матерью (Татьяна Ташкова).
«Позывной «Пассажир» (режиссура и сценарий Ильи Казанкова) повторяет и развивает тему прозрения, которая начата сериалом «20/22», о котором мы недавно писали. Напомню, там после объявления СВО юная «нетвойнистка», студентка журфака МГУ, поехала в Донбасс, куда после нелепой ссоры вдруг сорвался её возлюбленный. Она поехала за ним, чтобы помириться и сказать ему, что она ждёт от него ребёнка. И там, в Донбассе, открылись глаза и у него, и у неё. Парень понял, что такое на самом деле современная война, а его возлюбленная – особенно после того, как побывала в плену «азовцев» – поняла, кто свой, а кто чужой в этой «другой стране» и как выглядят современные нацисты.
В фильме «Позывной «Пассажир» время другое, 2015-й год, Рябинин, приехав в расположение батальона «Аврора», в котором служил брат, знакомится с ополченцами – ветеранами и новобранцами. И с местными жителями, в основном детьми и женщинами. Самое интересное в фильме то, чего наш кинематограф почти не показывал, – это простые люди Донбасса, их мир и их война. В центре киноповествования – небольшое подразделение, руководимое комбатом Курком, бывшим советским офицером (Виталий Кищенко). Так случилось, что противостоящим ополченцам подразделением бандеровцев руководит его однокашник по училищу.
Ещё одна тема в фильме, и, может быть, самая важная в жизни нашей страны последних десятилетий, – тема предательства.
Предаёт своих ополченец, бывший уголовник Жила. Сергей Горобченко сыграл человека, для которого война – это добыча, деньги, возможность делать то, что в мирное время нельзя, но очень хочется: грабить, насиловать, убивать. Горько осознавать, что такие есть всегда, по обе стороны линии фронта.
И вот совсем другое предательство, точнее сказать, зрада: предаёт своих сослуживцев из ВСУ танкист, угнавший к ополченцам украинский танк из стана бандеровцев, потому что он русский и «не может стрелять по своим», что было бы настоящим предательством своего народа.
Не предаёт сослуживцев, но предаёт соотечественников-дончан лётчик ВСУ, разбомбивший донбасский посёлок. Его сбили, притащили в село, и он запросил пощады: «Простите, я выполнял приказ, я русский».
Не предаёт, попав в плен, комбат Курок. Настоящий предатель – бандеровский полковник, он в 1991-м изменил присяге, предал страну, в которой родился. А сейчас служит нацистам, совершившим государственный переворот, и поступает как нацист, изощрённо жестоко казня пленных.
А вот Рябинин, ехавший в «другую страну», казалось, готовый в любой момент предать, не предаёт. В начале фильма ему были безразличны и даже враждебны ополченцы, в конце же единственный из батальона, чудом уцелевший, он остаётся в Донбассе. Правда, непонятно, что было решающим в его выборе. Солидарность с павшими или желание встретиться с библиотекаршей (Люба Баханкова), в которую он успел влюбиться?
Среди известных актёров, согласившихся играть совсем небольшие роли в фильме, хочется отметить также Надежду Маркину, Владимира Стеклова, Алексея Шевченкова и Алексея Дмитриева.
Конечно, трудно передать на экране поэтичный, яркий, метафоричный язык писателя-трибуна Проханова, но в фильме есть образ, соответствующий его эпическому дару, – десятилетний мальчик Митька (Алёша Ильин замечательно справился с ролью) обещает выучить «Евгения Онегина» наизусть, потому что только тогда ему комбат обещал выдать оружие. А когда каратели на танках входили в шахтёрский посёлок, он с красным знаменем в руках, с портретами Пушкина на груди и Гоголя на спине вышел на дорогу, чтобы остановить танки, и был расстрелян нацистами. Получился трагический образ, соразмерный прохановскому масштабу.