СЕМЕЙНЫЙ ЧАС
Почему всех влюблённых котов зовут Ромео?
Недавно у нас во дворе облагородили помойку. Поставили кирпично-решётчатый заборчик и водрузили крышу. Правда, баки по-прежнему вывозить забывают. Однажды, возвращаясь с работы, я с удивлением заметила между двумя битком набитыми мусорными контейнерами бомжа, с увлечением читающего какую-то антикварную растрёпанную книгу… Время разбрасывать и время собирать… Год чтения в разгаре.
Опыт показывает, что в борьбе с детскими пороками, такими, как, например, полное отсутствие «книжного притяжения», меньше всего помогают педагогические методики: «Ребёнок должен, обязан, ему необходимо прививать…». И уговоры: «Ну, ещё страничку, за бабушку…» И шантаж: «Прочтёшь от сих до сих «Гамлета», дам три минуты поиграть на компьютере…»
Думаю, излишне долго рассуждать о том, что в семье, где по вечерам и выходным ребёнок не видит родителей, дедушек и бабушек читающими, бесполезно прививать эту страсть. Научить-то читать можно, но вот сделать жизненной необходимостью, пожалуй, нет.
Поэтому, вместо того, чтобы бегать по квартире с ремнём и криком «Почему опять по чтению – два?», может быть, стоит остановиться у своей прикроватной тумбочки. Что там лежит? Пульт от телевизора? Любовный роман и яблочный огрызок? Глянцевый журнал, каталог модной одежды или бутылка из-под хорошего или не очень коньяка?.. Заодно и оглянуться вокруг – есть ли в вашем доме журнальный столик? Или только компьютерный? Стоит ли в уголке торшер, мягкое кресло с клетчатым пледом? А где книжные полки? А вообще книги?
Ведь чтение – процесс эстетический, состоящий из массы деталей, при благоприятном сочетании которых превращается в культ.
Если человек с лёгкостью два-три часа проводит в книжном магазине и ему есть чем там заняться…
Если он получает удовольствие, выбирая и рассматривая книги в библиотеке и толкуя с библиотекаршей о последнем романе В. Аксёнова...
Если перечитывая любимое, каждый раз видит что-то новое, получает душевную разрядку или ощущает приток жизненных сил…
Если отрывая взгляд от страницы, чувствует, что мир вокруг стал немного другим, – значит, он не просто читает, он священнодействует.
У таких людей есть любимые издания, с особенным шрифтом и иллюстрациями... Обложка уже потрепана, уголки страниц замахрились, золотое тиснение на переплёте стёрлось, а любимее этого томика нет…
У таких людей среди полок с книгами есть одна, с самыми дорогими. Они дороги сердцу, поэтому не будут проданы ни за какие деньги никогда. Не только им самим, но и его внуками, и правнуками.
Отними у такого человека возможность читать, и его жизненный уклад рухнет в тот же день.
Думаю, именно к такому культу чтения можно пристрастить современных детей. И сделать это просто необходимо. Иные формы вряд ли вызовут интерес у нынешнего молодого поколения. Ведь давно уже не книга, а компьютер и Интернет – источник знаний. Назвать же чтением употребление любовных романов или низкопробных детективов в метро, поезде или самолёте довольно трудно. Этот процесс не имеет отношения ни к российской культуре, ни к духовно-нравственным традициям, переходящим из поколения в поколение благодаря русской классической литературе.
Какой бы ни была школьная программа, для ребёнка это всегда – обязательный урок, который необходимо сделать. Уже само по себе слово «надо», как правило, вызывает в детях протест. Много ли вы найдёте детей, которые любят делать уроки? Талантливый учитель, принадлежащий к числу людей, делающих из чтения культ, действительно сможет передать это детям. Но много ли таких? Талант не заложишь в программу и методички…
Привычку и любовь к чтению не как к получению информации, а как к постоянной духовно-нравственной работе, совершенствующей внутренний мир человека, всё-таки должна прививать семья.
У здания начальной школы в восемь утра небольшая толпа родителей. «Читает ли ваш ребёнок дома? Если да, то как вы этого добились?» Вот вопросы, с которыми я подошла к тем, кто не слишком торопился на работу или у кого детки долго возились в раздевалке.
– Каждое воскресенье я беру дочку за руку, и мы идём в книжный магазин. Поначалу она, конечно, убеждала меня купить книги, сделанные по мультфильмам, с яркими глянцевыми картинками. Потом долго допытывалась, почему я не хочу покупать ей русский аналог «Гарри Поттера» с тем же шрифтом и стилем иллюстраций… Вот так воскресенье за воскресеньем я пытаюсь научить её выбирать себе хорошие, настоящие книги и покупать только их… Вкус надо прививать с детства.
– Мой сын привык, что я читаю ему на ночь. И мне не жалко для этого времени. Он давно сам хорошо читает, но ленится и просит, чтобы ему читала я. Компромисс нашли быстро: мы выбираем вдвоём новую интересную книгу, и на самом интересном месте у меня вдруг выкипает каша или муж зовёт к телефону. Поначалу Алёшка капризничал, ждал, когда я закончу дела. Но детское нетерпение сделало своё дело. Он сам стал читать. И если не дочитывает вечером, читает на следующий день днём.
– Я покупаю сыну книги всегда сам. Мельком показываю красивую обложку и прячу в шкаф. Говорю, что ему ещё рано такие книжки читать. А за ужином пересказываю короткие отрывки из сюжета этой книги. Через день-два сын подставляет стул, лезет искать спрятанную книгу, пока никто не видит. Мне кажется, вопрос должен стоять так: вот поиграешь на компьютере как следует, тогда дам тебе, может быть, почитать эту книгу…
– Однажды моя дочь спросила: «Почему в мультфильмах всех влюблённых котов зовут Ромео?» Так она узнала историю «Ромео и Джульетты» и сейчас с удовольствием слушает, половины, конечно, не понимая, эту трагедию Шекспира (в переводе Пастернака) на ночь. Я использую любой её интерес, любую зацепку, чтобы отправить Машку к книжным полкам. Не знаешь, как пишется слово, посмотри в словарь. Понравилась иллюстрация в книге? Не пытай родителей, прочти сама. И внимательно слежу, чтобы сначала была книга, а потом экранизация или мультфильм.
– Учительница у нас очень хорошая по чтению. Вовремя сказала детям на уроке, что все порядочные озорники до половины первого ночи с фонариком под одеялом читают книги. А родители думают, что они спят. И на следующий день все дети как один пришли не выспавшиеся, но счастливые. Конечно, долго они не выдержали, стали всё-таки читать днем, но главное было сделано – искра интереса к книге уже появилась.
…Сколько ещё таких сюжетов? При всём разнообразии методов их объединяет одно – искреннее желание родителей передать детям в наследство одно из самых драгоценных в жизни умений – по-настоящему читать. Вначале всё-таки было слово…
Наталья ГАМАЮНОВА