Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 15 января 2019 г.
Телеведение

Пшик

Непраздничные заметки о «Празднике»

15 января 2019

Выхода в Новый год на «Ютубе» нового фильма Алексея Красовского с нетерпением ждали: одни – для того, чтобы заклеймить очередное «русофобское кощунство», другие – чтобы в очередной раз возвысить голос против «кровавого режима». Фильм разочаровал и тех и других, хотя и эмоциональных восторгов, и яростных поношений появилось много. Приведём наиболее взвешенные из попавших в Сеть откликов.

Неожиданно строгим оказался взгляд известного либерального критика, обозревателя газеты «Труд» Леонида Павлючика: «В «Празднике» Алексея Красовского запрещать, разумеется, нечего и незачем. Но и восхищаться, извините, нечем. Сценарий, действие которого происходит не «где-то на земле», а всё-таки во время Ленинградской блокады, пусть и на элитной загородной даче, весь построен на фантастических допущениях и передержках, никак невозможных в ситуации с конкретно названным временем и местом действия. Режиссёр по ходу работы, по-моему, так и не определился с жанром фильма. <…> Актёры играют, говоря чеховским словечком, «враздробь». Большинство, особенно молодые исполнители, – в «ползучей» жизнеподобной манере, хотя с точки зрения жизнеподобия фильм не выдерживает никакой критики...»

Главред «Искусства кино», кинообозреватель «Вестей-ФМ» и «Вечернего Урганта» Антон Долин, напротив, фильм поддержал: «Картина о том, каково жить и не замечать, что рядом умирают. И почему твоя жизнь, в особенности жизнь благополучная, так или иначе связана с чужой смертью. <…> Условные патриоты, консерваторы и государственники не смирятся с прямолинейной идеей, на которой построен фильм: и в самом суровом аду, если он оказался и функционирует в России, найдутся люди специальных категорий, у которых будут пайки и тёплые дома, благополучие и комфорт».

А почему «условные консерваторы» должны «смиряться с прямолинейными идеями»? Далее критик задел уже, так сказать, своих: «Условные либералы и оппозиционеры, в свою очередь, вряд ли обрадуются тому, что представителями такой элиты в фильме показаны не цэковские чиновники или гэбэшные генералы, а интеллигенция – микробиолог и его семья. Дело не в исторической правдоподобности такой ситуации (сценарий построен так, что не поверить в неё невозможно), а в том, что обвинить бюрократов было бы слишком очевидно и просто. «Праздник» – картина о людях, которые по привычке играют перед самими собой роль коллективной совести нации, эдаких блаженных не-умех и растерях, чеховских недотёп, случайно доживших до суровых военных лет. Их трусость, эгоизм и жадность, хорошо понятные (и даже простительные) по-человечески, слишком уж легко примерить на себя».

Не будем тратить время на дискуссию о простительности трусости-жадности для «коллективной совести нации», а также «исторической правдоподобности», в которую якобы «не поверить невозможно», и завершим про «Праздник». Тема этого то ли водевиля, то ли капустника – пир во время чумы. Однако вспоминались сцены не пушкинской трагедии, а с Нюркой-хлеборезкой из фильма «Летят журавли». Но у Розова и Калатозова все были подлинными, живыми: и мерзавцы, и герои, и атмо-сфера – а здесь?

Зачем действие поместили в Ленинград? Всех секретных учёных оттуда эвакуировали ещё до начала блокады. Ну предположим, подобная семья была. Но неужели у неё не было родственников или друзей, которые голодали и нуждались в помощи? Где они? Или это семья подонков-куркулей? Создатели не знают или не хотят знать, что такое на самом деле блокада. А если они пытались таким образом развенчать нынешние несправедливости, то при чём здесь трагедия Ленинграда?

За хороших артистов (в фильме заняты Алёна Бабенко, Ян Цапник, Павел Табаков, Тимофей Трибунцев…) было неудобно. Вляпались в нечто малохудожественное и дурно пахнущее.

Закончим словами известного журналиста и блогера Аркадия Кайданова: «Клеймить не за что, хвалить тоже. Один вопрос имею к авторам: ребята, это что же такое вас так колдобило в замысле, что вы упёрлись и за собственные деньги стали снимать это говно?» ′

Александр Кондрашов

Тэги: Александр Кондрашов Виктор Розов Павел Табаков Антон Долин Ална Бабенко Леонид Павлючик Тимофей Трибунцев
Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Всем сестрам по серьгам

    05.10.2022
  • Народный герой

    28.09.2022
  • Гений «озвучания»

    21.09.2022
  • Наши пришли

    14.09.2022
  • Ниспровергатель лжи

    24.08.2022
  • Зачем и кому это нужно?

    248 голосов
  • Мимино был диссидентом,

    123 голосов
  • Пророк в своём Отечестве

    102 голосов
  • Один мальчик очень хотел стать историком

    98 голосов
  • Фальшивая нота

    98 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS