Большой город – это место столкновения интересов сотен тысяч людей. И благодатная почва для развития разного рода конфликтов.
Само по себе проживание большого количества людей на ограниченной территории не заставит их действовать как единое целое. Выработать согласованное мнение хотя бы по одному вопросу – это большой труд.
По большому счёту нужды жителей большого города одинаковы. Все мы хотим жить в тёплой уютной квартире, пить чистую воду, есть свежие продукты, дышать чистым воздухом и так далее… Но для того чтобы каждый горожанин получал всё это, мы должны уметь договариваться между собой. Однако, живя в большом городе, мы очень быстро забываем об этом непреложном правиле. Жизнь горожанина во многом более свободна, менее зависима от природных условий по сравнению с жизнью сельского жителя. И потому у нас нередко складывается превратное представление, что блага берутся из ниоткуда и пользоваться ими можно неограниченно, не неся при этом никакой ответственности. Ведь всегда есть возможность сослаться на то, что другие тоже поступают неправильно...
Что, например, изменится от того, что лично я откажусь от машины в «День без автомобиля»? Ведь все остальные не откажутся. Напротив, раз уж все поедут сегодня на метро, то прокачусь-ка я по свободным дорогам! Как результат – пробки больше обычного.
Зачем нужно строительство гаража или детского сада поблизости от моего дома? Ведь у меня лично нет машины, а дети уже взрослые. А стройка – это такая головная боль! Лучше уж пусть строят в каком-нибудь другом месте.
Между тем для того чтобы потребности одного горожанина были удовлетворены, нужно прежде всего организовать общую жизнь так, чтобы у каждого был «и стол и дом». Психологи говорят, что в обществе групповые задачи всегда важнее индивидуальных. Для организации городской жизни понимание этого правила особенно важно.
В чём причина всех столичных конфликтов последнего времени? Те, кто выходит на митинги против строительства гаража или, скажем, мусоросжигательного завода, твёрдо уверены в том, что причина конфликтов – неправильная политика городских властей. Причём на вопрос – а какая же политика правильная?.. – следует ответ: другая!
Каждому конкретному горожанину, особенно если он находится в пылу гнева против очередного «ненужного» с его точки зрения строительного проекта, сложно понять, что воюет он не против городских властей, а против таких же горожан. Только у них потребности другие. У них есть машина и маленькие дети и им позарез нужны гараж и детский сад.
Проблема взрывного роста личного автопарка, с которой столкнулась в последние годы Москва, – это проблема не властей города, а всех горожан. Проблема ликвидации мусора, количество которого с каждым годом всё растёт, – это тоже наша общая проблема. Городские власти существуют для того, чтобы выявлять подобные сложные моменты, прогнозировать их появление и предлагать решения. Причём решение не всегда будет приятным. Например, можно ввести в Москве мораторий на покупку новых автомобилей и тем самым ограничить рост автопарка. Тогда не надо будет думать над решением проблемы строительства гаражей, вернее – этот вопрос можно будет урегулировать за несколько лет. Но подойдёт ли такое решение?..
Роль городских властей в конфликтах – самая незавидная. Интересный пример приводил главный архитектор города Александр Кузьмин. В ходе подготовки проекта Генплана развития Москвы до 2025 года специалисты столкнулись с одним районом, в котором было примерно поровну хорошего жилья и устаревшего. И тогда проектировщики предложили жителям самим определить – куда их занести: в зону развития или в зону стабилизации. Жители этого района оказались мудрыми. Они сразу поняли, что если будут решать эту проблему самостоятельно, то просто переругаются, а в результате никакого решения не будет принято. Они сказали: «Вы что, хотите, чтобы мы все тут друг друга перебили? Нет уж, вы сами определите и скажите нам, куда мы попали – в зону развития или в зону стабилизации», – рассказывает Александр Кузьмин. И можно не сомневаться, что, каким бы ни было решение, оно вызовет недовольство как минимум половины.
Недавно прошедшие общественные слушания по Генплану – это в том числе и своеобразная профилактика городских конфликтов. Слушания дают возможность обсудить проекты на той стадии, когда дискуссия полезна и имеет смысл. В слушаниях по проекту Генплана развития столицы до 2025 года приняли участие 160 тыс. москвичей. Могли ли они решать судьбу всего многомиллионного мегаполиса? Если именно для 160 тысяч горожан общественные потребности перевесили все личные планы и они, отложив все дела, не просто пришли, но и высказали порядка 70 тысяч различных замечаний, значит, они имеют право голоса. И их голос весомее молчаливого равнодушия большинства, предпочитающего только пользоваться возможностями, которые предоставляет жизнь в городе, не задумываясь над тем, откуда они берутся.
Психологи говорят, что бояться и всеми силами избегать конфликтов не надо. Надо стараться делать выводы. Вывод, который можно сделать по итогам общественных слушаний по Генплану развития Москвы, такой: хотя бы 160 тысяч москвичей научились тому, как надо участвовать в выработке стратегии развития города. И власти прислушались к их мнению – более 80 процентов замечаний горожан к Генплану были учтены при доработке документа. Прошедшие слушания – не последние, такая практика станет отныне нормой. Несомненно, будут ещё и конфликты. Главное, чтобы мы научились в таких конфликтах вырабатывать определённую точку зрения и решать насущные городские проблемы, а не просто спорить.