В.В. Акунов.
История Тевтонского ордена. – М.:
Вече, 2012. – 320 с.: ил. – 2000 экз.
Из книги можно почерпнуть множество сведений о Тевтонском ордене: как менялась его структура, кто замещал высшие должности, чем были вооружены рыцари, под какими знамёнами шли в бой, какие шлемы и плащи носили. В этом отношении всё хорошо и, видимо, правильно.
Однако что касается главного, сути – зачем орден был создан и какую роль он сыграл в истории нашего Отечества? – тут книга вызывает недоумение.
С одной стороны, автор пишет, что немецкие рыцарские ордена «рассматривали в качестве владельцев Прибалтики себя, а в качестве её верховного сюзерена – римско-германского императора, поскольку… рассматривали в качестве владений «римского кесаря» весь мир. В этом заключалась основная причина практически неразрешимого конфликта между ними и русскими княжествами». Однако эта бесспорная мысль, мелькнув в начале повествования, далее опровергается и высмеивается, надо сказать, весьма темпераментно.
Согласно Акунову, тевтоны вреда Руси не причиняли, так, по мелочи, иногда задирались. Проявлением германской экспансии они не были, вообще называть их немецким орденом было бы неправильно, на них клевещут отечественные авторы. А так, по Акунову, залётные рыцари ставили перед собой одну-единственную благородную цель – крестить прибалтийских язычников. Правда, и поляки, на чьих землях они обосновались, и русские, на чьи земли они нападали, были христианами. Акунов справедливо говорит, что в Средние века государства между собой часто воевали. Но так же неоспорим тот факт, что это немцы пришли в Восточную Прибалтику, а не новгородцы, не псковичи, не курши и не эсты – в Вестфалию.
Видимо, из осторожности Акунов не трогает имена Карамзина и Костомарова, но яростно громит известного специалиста по войнам, которые вела Русь, Вадима Каргалова, авторитетного историка Н.Н. Яковлева, а также кинорежиссёра Сергея Эйзенштейна и писателей Алексея Югова, Евгения Евтушенко, Наталью Кончаловскую. Высмеивает Акунов и документальный фильм производства Би-би-си «Крестовые походы».
Достаётся от него и «тов. Карлу Марксу» – за то, что тот ввёл в употребление термин «псы-рыцари». По Акунову, это были никакие не псы, а если не милые болоночки, то «божии дворяне». Но вот лозунг «Дранг нах остен», который, по мнению многих историков, сформулировал ещё Фридрих Барбаросса, наш эрудит почему-то не вспоминает.
С гневом опровергает Акунов версии о какой-то связи между нашествием монголов с востока и тевтонов с запада. Но никуда не денешься от удивительной синхронности этих процессов: Батый разорил северо-восточную Русь в 1237 году, Невская битва произошла в 1240-м, а Ледовое побоище в 1242-м. Любой пацан-хулиган, участвовавший не в спортивно-рыцарской, а в жестокой уличной драке, скажет: если твоего противника сбили с ног, самое время ударить его сапогом по черепу.
И ещё очень не нравятся Акунову соотнесения тевтонов с гитлеровцами. Но как же не соотносить, если у них, в сущности, была та же идеология – высосанное из того же германского пальца «право» на нашу землю. Да и кресты на тевтонских плащах и на гудериановских танках были одинаковые.