Ожившая в Ялте поэма Пушкина «Полтава»
Ведущая и автор программы Алла Панкова нашла исключительно правильное направление разговора со зрителем. Она вышла на авансцену к микрофону и начала простой откровенный разговор со зрителем: поделилась своей любовью к Пушкину, своим знанием его творчества, своим пониманием его поэмы «Полтава». А. Панкова задавала присутствующим вопросы, предлагая собравшимся самим попытаться найти на них ответы в пушкинском тексте. Подсказками залу служили музыкальное сопровождение, интонирование чтецами текста поэмы и замечательный видеоряд, созданный Ириной Панковой.
Доктор филологических наук, главный научный сотрудник Института мировой литературы им. А.М. Горького Виктор Гуминский кратко, чётко и понятно обрисовал историческую обстановку, предшествовавшую Полтавской битве.
Публика сидела в напряжении: звучала музыка, создавая нужное настроение, голос чтеца декламировал текст поэмы, на экране оживали герои Пушкина... Представление происходило в Ялте, в Крыму, который с опозданием на 20 лет вернулся в Россию. Но, как всегда, Пушкин современен для нас – его «Полтаву» вполне можно принять за аллегорическое изложение сегодняшнего военного конфликта на Украине. Сегодня на том же географическом пространстве столь же тесно переплетены политические интересы и человеческие судьбы. Всё также любовь борется с ненавистью, а правда с ложью. Но вряд ли появится новый Пушкин, чтобы, пусть с приблизительной художественной силой, отобразить это время для потомков. Хотя как знать: Пушкин создал свою «Полтаву» через 119 лет после Полтавской битвы...
Алла Панкова лёгкими штрихами, похожими на те, коими пользовались блестящие иллюстраторы Пушкина Трауготовы, обрисовала зрителям общие контуры того, что в тот момент присутствующим показывали и рассказывали.
Сюжет поэмы «Полтава» непрост. Пушкин изобразил в ней запутанный узел исторических событий, человеческих судеб, дружеских и семейных отношений, личностных проблем, высоких и низменных чувств, любви и ненависти, верности и предательства. Но лёгкая строка поэта, немеркнущая красота его изложения, его уверенность в своей правоте ниточка за ниточкой распутывали залу этот клубок противоречий, разворачивали его в ясную эпическую картину.
Происходящее на сцене с полным правом можно было назвать спектаклем. Современным спектаклем! Валентин Клементьев читал текст и делал это, не побоюсь сказать, лучше своих известных предшественников: А. Шварца, В. Качалова, В. Аксёнова. Он читал его без надрыва и излишнего пафоса. Наверное, так же читал поэму её автор. И чтобы актёр ненароком не соскользнул в пафос, в чрезмерное драматическое напряжение, его голос, по воле авторов представления, сменялся женским голосом. Артистка Московской государственной академической филармонии Лариса Савченко читала свою часть текста весьма своеобразно, усиливая динамку происходящего. Именно на динамике и построено всё представление. Смена голосов чтецов, прерывание повествования оперным пением, скрипичными вставками, чередование неподвижного изображения с кинофрагментами на экране то снимали огромное напряжение слушателей, то вновь заставляли их напрячься. Эта динамика и поднимала чтение поэмы до уровня спектакля. Современного спектакля начала XXI века. Тонкий знаток сценического искусства лауреат Нобелевской премии и, к слову сказать, русофил Ромен Роллан считал, что «искусство не может отвлечься от устремлений своего времени» и тем более – от его возможностей. Создателям представления удалось в полной мере использовать и то и другое!
Вечер посвящён был только одной поэме А.С. Пушкина. Но преподнесена она таким образом, что её автор предстал перед зрителем во всей полноте и мощи своего таланта. Пушкин – историк, публицист, драматург и гениальный поэт одновременно. Он тонкий знаток едва уловимых движений души человеческой и мастер батальных сцен. Он, словно живописец, нарисовал в своём произведении чарующие пейзажи Украины, тем самым ненавязчиво окунул читателя в украинский фольклор.
С особой любовью и восхищением Пушкин вывел в поэме образ Петра Великого. На его стороне безусловные симпатии поэта. Что же касается образов остальных эпических героев – Мазепы, Кочубея, Искры, Карла XXII, – Пушкин хоть и выразил им свои симпатии и антипатии, но не столь категорично, подчеркнул лишь, что это его личное мнение и он его никому не навязывает. Поэт верно провёл исторический анализ и гениально предугадал, что образы его героев навсегда войдут в историю во всей их противоречивости и неоднозначности. Однозначны здесь только беззаветная любовь Александра Сергеевича Пушкина к России, гордость за неё и вера в неё.
Видеоряд представления сложен: в нём собраны фотографии и коллажи многочисленных портретов Пушкина, его собственные рисунки, портреты его героев и иллюстрации к поэме, кинокадры нескольких экранизаций по мотивам поэмы «Полтава» и оперы «Мазепа». Неоднократные повторы дали возможность зрителям разобраться в представленной видеокомпозиции и запомнить её. На экране были показаны также предельно краткие и немногочисленные (не более, чем это необходимо) комментарии происходящего. Использовались фрагменты из фильма «Мазепа», поставленного В. Гончаровым в киноателье А. Ханжонкова. Кстати сказать, именно в Ялте через восемь лет после создания этого фильма Ханжонков начал строительство «русского Голливуда», которое прервала революция. Но как бы там ни было, в Ялте на Пушкинском (!) бульваре установлен памятник Александру Ханжонкову, здесь же, на Поликуровском кладбище, он похоронен.
Сам Пушкин так ни разу на сцене и не появился. И всё-таки у зрителей, несомненно, возникло чувство его постоянного присутствия: в правом углу авансцены стоял портрет великого поэта и огромный букет живых алых роз перед ним. Всякий раз, когда видеоряд останавливался, на экране возникала афиша происходящего представления с большим портретом Пушкина.
Уже много лет не баловали Ялту своими визитами выдающиеся российские исполнители, мастера искусств. В городе муз, где каждая улочка, каждая стена может рассказать о культурной истории России, в городе А.П. Чехова, к которому в гости приезжал МХТ в полном своём составе, в летней столице последних трёх российских императоров сегодня как никогда не хватает встреч с носителями классической русской культуры – артистами, художниками, писателями.
«Узнай, по крайней мере, звуки…» – написал Пушкин в посвящении к поэме «Полтава», обращённом к неведомой нам любви его сердца, в котором зрители, подталкиваемые авторами представления, увидели княгиню Марию Волконскую (в полном смысле этого слова: на экране периодически возникал её образ). Да, мы узнаём звуки твои, дорогой Александр Сергеевич, столь же милые нам, как и твоим современникам, и как русским людям всех поколений!