Первый вопрос, который должны себе задавать дистрибьюторы, предлагающие нашему зрителю фильм, это, наверное, насколько выгоден будет этот проект? Чиновники же, выдающие прокатное удостоверение фильму, должны следить, нет ли в нём нарушения российских законов? А если он законов не нарушает, но явно оскорбителен для нашей страны, что тогда? Вред не деньги, подсчёту не поддаётся.
Такие вопросы я задавал уже не раз, сейчас – после просмотра фильма, у которого в русском прокате название почему-то «Профессионал» (в США это – «Сибирь»). Режиссёр – Мэттью М. Росс, в главной роли – звёздный Киану Ривз, который без головного убора, в модном осеннем пальтишке фланирует и по Питеру, и где-то в районе легендарной алмазной трубки в Мирном. Сценаристы очень хорошо знают русскую жизнь, если герои поминают фразу про птичку из «Кавказской пленницы». Смешно, правда, что почти все «русские» говорят по-русски в фильме с жутким акцентом. Герой – какой-то алмазный дилер, но вовсе не профессионал, коли сразу впадает в зависимость и от страшной русской мафии, и от страшных русских спецслужб, и от миленькой русской буфетчицы, которая сразу сердечно полюбила американца. Да и он её, но русская мафия настолько коварна, у неё такие эксклюзивные нравы!.. В фильме главный мафиози решил побрататься с американцем – оказывается, у русских такой народный обычай: когда братаются, любимая женщина одного «брата» должна тут же орально обслужить другого... Ну ладно американец, но и его русская возлюбленная послушно идёт на это. Ну что за страна!
Была бы в фильме какая-то мысль, ну хотя бы динамика, нет, есть только идиотские представления о России, как о дикой стране, где, кроме секса, ничего хорошего нет. Зачем эта лента появилась в нашем прокате?
Другое дело «Мотылёк», отлично сделанный ремейк замечательной ленты 1973 года с выдающимися американскими актёрами Стивом МакКуином и Дастином Хоффманом. История о заключённых в страшном концлагере 30-х довоенных годов во Французской Гвиане, они, приговорённые к пожизненному сроку, не раз пытаются бежать из этого лагеря смерти, им помогают, их предают, страшно карают и убивают, но одному из них по кличке Мотылёк, наконец, удаётся вырваться из лагеря, в котором ВОХРА у цивилизованных вроде французов пострашнее гулаговской.
Современный вариант уже с Чарли Ханнэмом и Рами Малеком, очень похожими на предшественников, вроде динамичнее, но, боюсь, таким же успехом пользоваться не будет. Время наше не столь романтичное, но в отличие от убогого «Профессионала», эту песнь свободе и справедливости, а также настоящим братству и верности можно рекомендовать всем, особенно молодёжи.
Александр Кондрашов