Российская театральная среда пополнилась новой формацией – Цехом драматургов. Задача этого нового проекта – найти и, главное, обучить молодых талантливых авторов для профессиональной работы с большими репертуарными театрами. Сегодня в гостях у «ЛГ» руководители цеха – известные драматурги Ольга Михайлова и Елена Исаева, стоявшие у истоков «новой драмы» и имеющие огромный опыт работы с молодыми авторами.
– Я понимаю, что Цех драматургов назван так по аналогии с театральными цехами – бутафорским, декорационным и так далее. Но ведь обходились как-то раньше без него: драматург писал пьесу, а театр ставил. Кажется, что всё просто. Что изменилось? Для чего понадобился ваш цех?
Елена Исаева |
– Традиционно в репертуаре театра значительную часть составляли именно пьесы современных авторов. Но в какой-то момент в 90-е годы всё это изменилось. Представьте себе афишу кино, состоящую исключительно из экранизации классики и всего двух-трёх новых историй. Невообразимо. А в театре это именно так, будто театральным зрителям новые сюжеты не нужны, а интересно только смотреть в сотый раз перелицованное пусть гениальное, но старое, что называется, «из прежней жизни», будто судьбы самих зрителей не достойны драматургического и сценического воплощения. А ведь пьесы, например, Чехова рассказывали именно о таких героях, что сидели в зале МХТ. Нам кажется, что причина «недопостановки» современных пьес кроется в обновлении языка драмы. «Старые», традиционные пьесы современных авторов театру стали не нужны, а с пьесами, написанными по-новому, они не знали, что делать.
Ольга Михайлова:
– Театр всегда обновлялся драмой, потому что литература – более гибкая вещь. Быстрей осваивает новые идеи. Да и писателю перестроить своё сознание, найти новые формы проще, чем развернуть на новый путь большой неповоротливый механизм театра. И тем не менее это происходило. Так, в конце девятнадцатого века прежняя драматургия стала «хорошо сделанной пьесой», и появились писатели – Ибсен, Метерлинк, Чехов и другие, которые создали «Новую драму». Традиционная Александринка постановку «Чайки» провалила, пытаясь влить новое вино в старые меха. А Станиславский стал искать театральный язык, соответствующий этой драматургии, и тем самым обновил театр. Попытки найти новый язык, работая над современной пьесой, регулярно происходят. И даже часто кончаются удачами. Но это отдельные случаи, которые никак не сложатся в систему.
– То есть вы хотите помочь обновлению театрального языка?
Елена Исаева:
– В том числе.
Ольга Михайлова:
– Но первая наша задача – обратить внимание театров и, шире, всей театральной общественности и, конечно, зрителей на то драматургическое богатство, которое скопилось в России за последние тридцать лет. Мы представим в виде театрализованных читок более двадцати пьес. Хотя на самом деле в библиотеке у нас таких пьес больше пятидесяти. И это только те, которые попали в поле нашего зрения. Подозреваем, что хороших, достойных постановки пьес как минимум сотня.
– И какие в итоге будут звучать имена? Известные или неизвестные?
Ольга Михайлова:
– И те и другие. В первую очередь, нам бы хотелось, чтобы не были забыты работы наших ушедших товарищей. Поэтому 6 декабря в восемь вечера мы открываемся замечательной пьесой Елены Греминой «Дело корнета О-ва». Покажет её наш «доковский» актёр и режиссёр Сергей Шевченко. Надеемся мы показать и одну из блестящих пьес Михаила Угарова – «Голуби». Полтора года, как его нет с нами. И за это время был поставлен всего один спектакль в РАМТе на малой сцене – «Оборванец» Михаила Угарова, режиссёр В. Мирзоев. Обязательно продемонстрируем одну из пьес тоже недавно ушедшего от нас Вадима Леванова. На мой взгляд, отсутствие пьес этих авторов на наших сценах обедняет российский театр так же, как если бы не ставились пьесы Вампилова, Володина или Булгакова.
Елена Исаева:
– Покажем мы и работы относительно молодых режиссёров. Ольга Лысак 27 декабря представит пьесу Марины Мелексетян «Каменный туман» о скульпторе Голубкиной. А Виктория Доценко 13 декабря – чрезвычайно оригинальную, написанную на грани жанров хоррора и фэнтези и при этом очень смешную пьесу Натальи Мошиной «Остров Рикоту». 20 декабря можно будет посмотреть пьесу Юлии Яковлевой «Станция», в неожиданном ракурсе показывающую последние дни Льва Толстого. Режиссура – Егора Атаманцева.
Ольга Михайлова:
– Из старшего поколения авторов в январе будет читка пьесы Александра Железцова «Персональные данные». Режиссёр тоже «доковский» – Алексей Жиряков. А из совсем молодых – 15 января Сергей Глазков сделает читку пьесы Алексея Синяева «Взломанный».
Елена Исаева:
– И ещё в конце января режиссёр Юлиана Лайкова хочет представить широко известную пьесу Ярославы Пулинович «Наташина мечта». Так что, как видите, авторы у нас разного возраста. И пьесы есть – как известные, так и совсем новые.
– То есть принцип отбора только один – хорошая пьеса?
Ольга Михайлова:
– Да, хорошая пьеса, достойная постановки на любой российской сцене.
– Так понимаю, вторая ваша задача – занятия с молодыми драматургами? Недаром ведь цех объявил конкурс авторов моложе 40 лет для участия в семинаре.
Елена Исаева:
– Мы будем вести такой семинар два раза в месяц, те, кто живёт в регионах, смогут участвовать в нем заочно. С 1 декабря 2019 года по 1 февраля 2020 года на конкурс принимаются пьесы, заявки и даже идеи пьес (konkurs@civitas-drama.ru). Подробная информация есть на сайте Цеха драматургов. Так мы отберём участников семинара, за время которого они напишут или допишут свои пьесы.
Ольга Михайлова:
– Кроме того, предметом обсуждения станут вопросы теории драмы. И участники будут ходить на еженедельные читки отобранных нами пьес, с тем чтобы потом во время обсуждения проанализировать и понять – в чём же новизна этих текстов. Поучиться на лучших примерах.
– Еженедельные читки – кто станет их зрителями, кроме участников семинара?
Елена Исаева:
– Наш Цех драматургов сотрудничает с ГИТИСом. Ректор Григорий Заславский считает, что студентам театрального вуза – театроведам, продюсерам, актёрам и режиссёрам – необходима такая живая практика регулярного просмотра и анализа современных пьес, чтобы уметь понять, где сильные стороны текста и показа, где в прочтении текста есть просчёты. Ведь это будет не просто читка, а эскиз или заявка на спектакль.
В финальной стадии проекта – осенью 2020 года – состоится фестиваль лучших показов, где каждый из трёх победителей получит по 800 тысяч рублей для создания спектакля.
– А молодые участники семинара? Что будет с их пьесами?
Ольга Михайлова:
– В первую очередь проект обращён к ним. По мере готовности семинарских пьес лучшие из них также будут показаны в нашей программе читок. И в финальном фестивале не исключено, что именно они и завоюют право на создание спектакля.
– Где всё это будет происходить? Еженедельные читки, репетиции, семинары…
Елена Исаева:
– Нашим партнёром помимо ГИТИСа является МХАТ имени Горького. Театр предоставил для наших показов прекрасно оборудованный зал, где есть и свет, и звук, и машинерия. Словом, все условия, чтобы сделать что-то интересное. Мы на это очень надеемся.
Ольга Михайлова:
– Ещё один наш партнёр – Ярославский театр драмы имени Волкова, коллектив которого ждёт новые пьесы. Надеемся, и другие театры заинтересуются продукцией нашего цеха.
Елена Исаева:
– Делаем мы всё это вместе с продюсером Людмилой Цишковской, президентом фонда «Преображение», который получил на наш проект президентский грант. А все новости о конкурсе и прочих наших делах и, конечно, афишу можно посмотреть на сайте Цеха драматургов (civitas-drama.ru). Очень надеемся на взаимодействие с театрами. Любой театр, любой режиссёр может обратиться в цех со своим предложением, пожеланием, давно вынашиваемой идеей и найти драматурга, который захочет эту идею воплощать.
Беседу вёл
Глеб Богачёв