В 2022-м среди представителей медиа были новые жертвы: в мире погибло 67 журналистов и сотрудников СМИ, пишет в ежегодном докладе нью-йоркский Комитет по защите журналистов (CPJ). Это самый высокий показатель как минимум с 2018 года, и почти наполовину выше, чем в 2021-м.
Ожидаемо журналисты чаще гибнут в зоне военных действий: на Украине 15 жертв. Среди них сотрудники французского BFMTV, американских Time и Fox News, признанных в РФ иностранными агентами Радио Свобода и The Insider. Второе по смертоносности место – Мексика, где криминал, наркоторговля и коррупция делают работу журналистов экстремальной: погибло 13 человек. И ряд других стран Латинской Америки множат траурный список.
Столь же ожидаемо американский Комитет по защите журналистов не упомянул российских журналистов, погибших на Украине. Профессиональная солидарность исчезает, когда идёт такое противостояние. Журналисты становятся «солдатами» по разные стороны баррикады, а информационная война и связанная с ней психологическая становятся частью военного конфликта.
Мы назовём наших погибших коллег: журналист и продюсер телеканала «Таврия» Олег Клоков, журналист калининградского издания RuBaltic.Ru Алексей Ильяшевич, военный журналист полковник Сергей Постнов. Их имена пополнили скорбный ряд сотрудников медиа, начатый в 2014-м: тогда погибли фотокорреспондент Андрей Стенин, журналист Игорь Корнелюк, звукорежиссёр Антон Волошин, оператор Анатолий Клян.
Все они в пантеоне героев профессии. Честь и память им, ценой жизни приносившим правду с Донбасса!
Гибель при выполнении профессионального долга – высшая жертва, которую может принести человек. А многие журналисты – и, шире, те, кто задавал острые вопросы и помогал обрести на них ответы, – заперты в тюрьмах.
В Латвии в конце декабря был задержан шеф-редактор издания Sputnik-Литва Марат Касем – он сейчас в центральной тюрьме Риги. Третий из шести назначенных лет проводит в застенках литовский журналист и политик Альгирдас Палецкис – он задался вопросами о событиях января 1991-го у Вильнюсской телебашни, предположив, что «свои стреляли в своих». И подверг сомнению устойчивый миф, на котором стоит литовский режим. Только что вышла книга Альгирдаса «Наручники на мысль»: её стоит прочесть, чтобы восхититься силой человеческого духа. Можно засадить человека в одиночку, сковать наручниками, но нельзя задушить его мысли.
C 2010 года в заключении создатель Викиликс Джулиан Ассанж – за то, что осмелился открыть миру преступления американского режима. В 2020-м его сторонники создали Трибунал Белмарш, по названию тюрьмы, где заключён Ассанж, – «британского Гуантанамо». США приговорили его к 175 годам строгого режима и настаивают на экстрадиции.
Несмотря на риски, многие журналисты в России и в мире продолжают добывать новости в зонах конфликтов, раскрывать преступность властей и капитала во всех проявлениях. Мы не будем уподобляться Западу и не станем «отменять» мужественных журналистов всех стран мира, которые борются за достойную жизнь и справедливость для своих народов, за правду, как бы изощрённо ни скрывали её политики и владельцы капитала.
Воздавая должное памяти погибших журналистов и сотрудников СМИ, мы знаем, что их дело продолжат коллеги. А правда и справедливость восторжествуют.