Царские охоты в Беловежской пуще. Страницы истории. – Минск, 2009. – 128 с.
Эта афористичная резолюция императора Александра III как нельзя более точно отражает отношение русских государей к жемчужине белорусской земли – Беловежской пуще – и их искреннее желание сохранить этот уникальный массив первобытного европейского леса вместе с его подлинным украшением – европейским зубром. Русофил с головы до пят, знаток русской истории и основатель Русского исторического общества Александр III, как никто другой, понимал значение Беловежской пущи в истории Западной Руси, а потому и инициировал переход пущи из казны в уделы. И отнюдь не создание здесь элитного охотхозяйства двигало интересами государя. Охота на зубра и других зверей в Беловежской пуще и так уже давно находилась под запретом, и получить право охоты можно было только с именного разрешения государя. Переход в уделы позволял вывести этот массив из активной эксплуатации, пусть даже и ведущейся согласно правилам грамотного лесного хозяйства и последним достижениям лесной науки. Да и принимать решения относительно охраны пущи можно было более оперативно, чем используя государственно-бюрократический механизм. Отечество было обширно, и в нём было не счесть других столь же уникальных и неповторимых уголков природы, а природоохранное дело в силу обширности и малонаселённости страны в это время ещё только начинало своё развитие. И как показала вся дальнейшая история Беловежской пущи в XX веке, нахождение в составе уделов было её золотым веком, увы, очень коротким.
Именно этому периоду и посвящена книга И. Пармузиной и Н. Черкаса «Царские охоты в Беловежской пуще. Страницы истории». Однако прежде чем поговорить о её содержании, хотелось бы сказать несколько слов об оформлении с точки зрения искушённого и много повидавшего библиофила. Книга издана в альбомном формате, с шитым книжным блоком и в переплёте, имитирующем старинный полукожаный переплёт; отпечатана красивым шрифтом (академическая гарнитура) на плотной офсетной бумаге. Великолепна работа художника А. Петрова. Своей изысканностью эта книга разительно отличается от нынешних многочисленных изданий и переизданий современной и старой «охотничьей литературы». Она станет подлинным украшением любой библиотеки. Книга, которую всегда будет приятно снять с полки и пролистать, рассматривая фотографии и рисунки, вчитываясь в текст.
Под стать форме рецензируемой книги и её содержание. Текст написан двумя профессиональными исследователями со всей научной скрупулёзностью и бережным отношением к национальной истории; он снабжён исчерпывающим видеорядом, также отобранным со всей тщательностью и любовью. Причём книга оказалась не перегружена ни текстом, ни изобразительным материалом. И вышла очень гармоничной, удовлетворяющей вкусам и искушённого библиофила, и любителя истории, и простого охотника, и профессионального исследователя. Читатель получил не только исчерпывающий очерк истории царской охоты в Беловежской пуще, но историю самой пущи этого периода с её проблемами, достижениями и неудачами.
Прошлое не дано вернуть или исправить, но из него можно извлекать уроки. А для этого его необходимо знать и тщательно изучать на основе проверенных фактов и подлинных документов, не опираясь на расхожие мифы и не глядя в кривые зеркала. Книга И. Пармузиной и Н. Черкаса как раз и даёт нам пример такого честного и объективного взгляда на один из важнейших периодов в истории Беловежской пущи, что позволяет лучше понять историческое значение пущи как уникального национального памятника природы и культуры.