Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Пушки к бою едут задом

01 января 2007

ЭКРАН ПИСАТЕЛЯ

Герберт КЕМОКЛИДЗЕ, ЯРОСЛАВЛЬ

Несмотря на высочайше объявленное государственное празднование 100-летнего юбилея самой, пожалуй, знаковой поэтической фигуры XX столетия – Александра Твардовского, подавляющее большинство телеканалов этот призыв, так сказать, игнорировало, проявив ничем им ныне не угрожаемое, а скорее, даже поощряемое диссидентство. На Первом канале в день рождения великого национального поэта в кои уже разы крутили зарубежного «Гладиатора», НТВ проявил себя «Глухарём», РЕН оказался при «Разбитых фонарях», на ТНТ привычно развлекали сами себя юмористы, а на Пятом передача «Поэт, который угадал эпоху» была вовсе не о Твардовском. И только «Россия» да «Культура» вспомнили о Твардовском.

Однако премьера фильма «Третья война подполковника Твардовского» шла на «России» в девять утра, вытесненная из престижного времени футбольной бегаловкой Испания – Гондурас. Честь снять сюжет о Твардовском была оказана режиссёру Давиду Ройтбергу, до того создавшему фильм о последних счастливцах, видевших снежного человека. Почему-то главным специалистом по Твардовскому в фильме оказался Константин Кедров, поэт, хотя и хороший, но авангардист, а Твардовский, по свидетельству Александра Солженицына, «обладал спокойным иммунитетом к «авангардизму», к фальшивой новизне, к духовной порче…» Он был «враг «модернистских» фокусов, которые тогда ещё и сами береглись так выскакивать. Он ощущал правильный дух – вперёд; к тому, что нынче забренчало так громко, он был насторожен…»

Давний моноспектакль «Василий Тёркин» с молодым ещё Олегом Табаковым был показан по «Культуре» тоже в рабочее для большинства зрителей время, но в вечернее можно было посмотреть по этому каналу новый фильм об Александре Твардовском – «Три жизни поэта».

В названиях этих фильмов – что по «России», что по «Культуре» фигурирует любимая Богом цифра «три». В первом случае речь идёт о расширенной иллюстрации известных высказываний: «Умер, когда понял, что он, подполковник Твардовский, прошедший две войны: финскую и Великую Отечественную, свою третью «войну», войну за правду, кажется, проиграл». И далее: «Однако на самом деле такой проигрыш, обеспечивший всей стране глоток свежего воздуха, стоит многих великих побед».

В фильме, показанном по «Культуре», жизнь поэта тоже связана с тремя войнами, представленными как три его жизни. Но, поскольку рабочее название фильма было «Сын кулака», основное место в сюжете, снятом Юрием Кузавковым, заняли, как было заявлено в анонсе, «события 1954 года, когда Александр Твардовский пытался добиться реабилитации своих родителей, раскулаченных в 1931 году. Сценарий основан на дневниковых записях и письмах поэта, недавно опубликованных архивных документах, в том числе из архивов НКВД и ЦК КПСС». Заголовок «Сын кулака», стал одним из трёх подзаголовков фильма, но тема осталась лейтмотивной.

При такой ангажированности в выборе тематики за пределами обоих фильмов оказалось главное, что сделало Александра Твардовского великим поэтом: создание им гениальной по простоте и высочайшей по мастерству поэмы, героем которой стал простой русский человек, не генерал, не офицер, а солдат-пехотинец, выволокший на себе тяжесть войны, а значит, способный одолеть любую тяготу. Не из тех, кто слепо жертвует собой ради всеобщего блага, и не из тех, кому благо превыше себя. Василий Тёркин – характер истинно народный, выпестованный традиционной общинностью крестьянской жизни, в которой «своё» неотрывно повязано с «общим», а стало быть, помощь ближнему есть помощь и самому себе. Тёркин не примитивен – он и лукав, и хитёр, а иной раз и себе на уме, но не в ущерб другим, и его удаль, веселье, находчивость не только средство для самовыражения, но и способ приподнять своё окружение до того человеческого уровня, что позволяет превозмочь круто схлестнувшиеся обстоятельства. Великий скульптор Сергей Тимофеевич Конёнков хотел создать памятник Василию Тёркину. И кого он планировал взять натурой для памятника? Александра Твардовского.

Но вряд ли такой памятник был бы удачным. Вряд ли удался бы и памятник Александру Твардовскому, каким предпочли бы его те, кто признаёт только три главные заслуги поэта: открыл миру Александра Солженицына, защищал Иосифа Бродского, выпестовал «Новый мир» как отдушину свободомыслия в условиях прокисшей системы. Наверное, памятник Твардовскому должен быть памятником русскому народу в более широком понимании, чем памятник Василию Тёркину. Странно иной раз слышать, что отдельный человек может быть не прав, а народ всегда прав. Как будто народ растворяет в себе отдельного человека, а не вбирает его недостатки и достоинства. Как будто народ отделим от власти, а не составляет с нею единое целое. Изречение, что сражения проигрывают солдаты, а выигрывают генералы, так же наивно, как и то, по которому поражения терпят генералы, а победы одерживает народ.

Ни в одном из фильмов не прозвучала мысль, что Александр Твардовский был воплощением народной веры: с приходом власти, заявившей о себе как об истинно народной, жить на Руси станет действительно хорошо. Не сразу, конечно, а опосля, но, однако ж, навсегда, а для такого как не поступиться личными ценностями. Как в Новом Завете: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня...» Но это говорил Бог, а народ обожествил человека. И третья жизнь Твардовского была покаянием за весь народ.

Сразу же после сюжета об Александре Твардовском на «Культуре» начался повторный показ фильма об Анне Ахматовой «Луна в зените» в честь юбилея актрисы Светланы Крючковой. Жизнь поэтессы, которая требовала в фильме называть себя «поэтом», потребовала нескольких серий, в то время как три жизни Александра Твардовского втиснули в одну. На большее не нашлось материала: жена у Твардовского была старомодно одна, дочки его под репрессии не попали, культовый иностранный художник с него картин не писал. Скукота-а-а!

Но хочется думать, что фильм об Ахматовой – это как бы репетиция будущего многосерийного фильма об Александре Твардовском как о народе, а не об отдельном человеке. «Пушки к бою едут задом», – хитро поговаривал герой этого будущего фильма.

Обсудить в группе Telegram

Герберт Кемоклидзе

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS