Читатели об отмене обязательного экзамена по литературе
Принятое Рособрнадзором решение («Необязательный предмет», «ЛГ», № 12–13) – действительно катастрофа. Литература больше не будет формировать систему ценностей молодого человека, не будет учить думать и чувствовать, анализировать свои и чужие поступки. Она вообще не будет играть никакой роли, потому что отношение к ней как к предмету, несущему необязательные литературоведческие сведения, закреплено законодательно.
Даже само слово «образование» в русском языке имеет корень с двумя смыслами: создание образа и сотворение чего-то нового. Но сейчас образование фактически вытеснено обучением, т.е. приобретением (передачей) тех или иных умений и знаний. Откуда возьмутся «инновационные» люди, способные воплощать «амбициозные проекты», совершенно неясно.
Неграмотным народом, потерявшим свою культуру и не умеющим мыслить, легче управлять. А какой простор наступит для невежества, когда уровень образования опустится до нуля...
, Калининградская область
А зачем власти Пушкин и прочие экстремисты? Не дай бог, из искры разгорится пламя...
Сказать, что советская система преподавания была эффективной в смысле создания свободно мыслящего человека, значит попросту соврать. Все мы, и сегодняшние цари, и сегодняшние холопы, вышли из этой школы, и что-то я не замечаю особой одухотворённости нашего электората. Гораздо лучше подумать, как заинтересовать молодую поросль читать.
Русская литература дала мне многое, но, уверяю, не на школьных уроках. Моим современникам в неокрепшие мозги вбивали не способность мыслить, а уже готовые догмы. Любое отклонение от «литературной таблицы умножения» считалось ересью.
Наконец-то всем этим занудам прошлых столетий дали пинка под зад. Сколько можно мучить школьников всякими «Мёртвыми душами»? Всё равно их никто не читает. Научили писать и читать – и хватит.
Может, и писать не надо учить? А то научишь его писать, а он сразу неприличные слова на заборе выводить начнёт!
, г. Шмаковка
Но и считать учить опасно! Научатся считать – будут следить за ростом цен и выражать недовольство.
А так ли уж важны знания литературы? Беспощадное время всё отдалило от нас. Проблем Анны Карениной уже никто не понимает. Да и вообще сколько лет должно быть актуальным литературное произведение и волновать умы? А потом стать объектом изучения на филфаке. Сколько таких произведений?
«Гарри Поттера» никто детей читать не заставляет – а они читают. Если учителя сами поймут роль литературы в становлении человека как личности, трагедии не будет. Нужен подход, а не экзамены.
Литература никуда не исчезает из школьных учебных планов и в ближайшие 10 лет точно не станет факультативом. Она относится к числу обязательных учебных предметов, и её должны изучать все – хотя бы на базовом уровне (3 часа в неделю). А при желании и на профильном – 6 часов. Поэтому тревога автора абсолютно напрасна – дети как изучали литературу, так и будут изучать. Можно, конечно, говорить о том, что на этот предмет отпущено мало времени, но в учебной неделе всего 36 часов, и на них претендует слишком много желающих, включая РПЦ и Министерство обороны.
Мне кажется, самая большая проблема в другом – в методике преподавания. Она, скорее, отбивает желание читать, чем прививает любовь к хорошей литературе. Я, например, прочитал «Петра Первого» трижды до того, как мы его прошли в школе, и ни разу после! Как вспомню: «Образ народа в романе...» – и т.д. и т.п., и всё желание пропадает! Если школьники будут изучать именно литературу, а не литературоведческие прибамбасы, многие будут её любить и ценить.