Многотомная история старообрядчества составляется уже почти четыре века. Она наглядно показала, что дух нельзя убить, нельзя искоренить и запретить. Дух и под спудом может вполне себе жить.
Моя очередная встреча с предстоятелем Русской православной старообрядческой церкви митрополитом Московским и всея Руси Корнилием, как и все предыдущие, состоялась в Духовном центре старообрядцев на Рогожском кладбище, но в этот раз она пришлась на юбилейный для общины год. И об этом нельзя было не спросить.
– Ваше высокопреосвященство, Духовному центру старообрядцев исполнилось в этом году 250 лет. Для вас это значимая дата?
– Значимость её трудно переоценить. Духовный центр помог старообрядцам сохранить веру в том виде, в каком она утвердилась при Сергии Радонежском. Это наш духовный, административный, исторический, культурный центр. Можно сказать, что это Всемирный центр старообрядчества. Он образовался в эпоху правления Екатерины II в 1771 году. В то время свирепствовала чума, «моровая язва», как её называли в народе. Такое попущение Господь дал людям. В Москве после начала эпидемии власти распорядились закрыть все городские кладбища, среди которых были два старообрядческих. Вместо них императрица пожаловала старообрядцам для организации захоронений 24 десятины земли на восточной окраине города. Тогда же был поставлен первый памятник на Рогожском кладбище – «памятник моровой могиле».
Умирали целыми семьями, хоронить их было некому, и старообрядцы взяли на себя этот труд. Трупы просто заворачивали в рогожи и клали в братскую могилу. На этом месте и был поставлен первый памятник, а старообрядцев с тех пор стали хоронить на Рогожском кладбище. С разрешения императрицы возвели старообрядческие храмы, и постепенно образовался целый посёлок, обнесённый высоким забором. Население его составляли главным образом старообрядцы.
– После раскола Церкви, который произошёл в середине XVII века, старообрядцы подвергались гонениям, а тут вдруг у них появился свой Духовный центр и можно было дух перевести?
– Да, после церковного раскола старообрядцев преследовали, многие приняли мученическую смерть, многие покинули родные края, прятались в глуши или уехали за границу. И, конечно, можно говорить о том, что в правление Екатерины II старообрядцы получили передышку. При ней и после нашествия Наполеона, при Александре I, старообрядцы не подвергались гонениям. Герой Отечественной войны 1812 года казачий атаман Матвей Иванович Платов, например, был истовым старообрядцем.
Однако недолгим оказалось благоденствие Рогожского старообрядческого центра. В 1856 году на территорию Рогожского посёлка в сопровождении жандармов пришли чиновники, они закрыли на замки и опечатали алтари храмов. Власти посчитали, что в России должна существовать только одна синодальная церковь и не должно быть никаких староверов. 50 лет старообрядческие храмы простояли закрытыми, и только в 1905 году Николай II своим «Указом о веротерпимости» повелел распечатать алтари храмов и предоставить совершать в них церковные службы. Это произошло на Пасху. Нас хотя бы уравняли в правах с католиками и мусульманами. Старообрядцам была дарована свобода, но на горизонте уже собирались грозовые тучи 1917-го. После революции у нас всё отобрали. Отобрали территорию, где находился пруд, в котором была иордань для освящения воды. Пруд стали заваливать мусором, и на его месте образовалась свалка, которую потом засыпали землёй и разровняли. Всюду воцарилась мерзость запустения.
Чудом сохранился только предназначенный к закрытию храм Покрова Пресвятой Богородицы. Он был построен в 1791–1792 годах по проекту зодчего Матвея Фёдоровича Казакова.
– Храм никогда не закрывался в это лихолетье?
– Не закрывался, хотя был на волосок от этого. Храм Покрова Пресвятой Богородицы остался в ведении старообрядческой общины Рогожского кладбища. Но он был летним. В зимнюю стужу стены его промерзали насквозь, и каково было молящимся выстаивать в ледяном помещении по нескольку часов?
В 30-е годы все силы оказались брошены на выполнение декрета правительства «о безбожной пятилетке», имя Бога должно было быть забыто. Часть духовенства отправили в ссылки, в лагеря, другую часть довели до крайности положением «лишенцев». При этом лишение прав касалось не только священнослужителя, но и всех членов его семьи, включая детей.
Повсеместно закрывали храмы и религиозные общины, усилились репрессии против простых верующих, люди боялись ходить в церковь. Вот на этом фоне пришёл 1941 год. Началась война. Страшное горе, которое обрушилось на людей, оказалось сильнее страха обнаружить свои религиозные чувства. Опустевшие в 30-е годы храмы стали наполняться молящимися. Заметно смягчилось и отношение властей. В 1942 году на Пасху разрешили хождение по Москве всю ночь, хотя в то время передвигаться по городу в ночное время было запрещено. Старообрядцы получили разрешение на издание своего календаря. За годы Великой Отечественной и в послевоенные годы возобновили свою работу десятки старообрядческих общин, которые раньше были закрыты. И рубежным стало празднование тысячелетия христианства на Руси. В эти памятные дни и в жизни старообрядцев произошло историческое событие: в июле 1988 года на Освящённом Соборе действующий архиепископ Алимпий был возведён в сан митрополита и таким образом, во исполнение решений многих соборов начиная с 1906 года, была учреждена митрополия Московская и всея Руси.
– Нынешнее время для старообрядцев можно считать самым благодатным?
– Сегодня наш Духовный центр даже лучше выглядит, чем до революции. С золотыми куполами. Этому способствовал Савва Ямщиков, он уже ушёл из жизни. До революции не дозволялись золотые купола на наших храмах. Они были окрашены зелёной краской.
Духовный центр старообрядцев стал сейчас украшением столицы. Мы за это очень благодарны московскому правительству. Но надо понимать, что когда мы говорим о Духовном центре, то не можем забывать о Рогожском кладбище, от которого всё пошло, прирастало посёлком и храмами.
Помните, как сказано у Пушкина:
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Кладбище сегодня перестало быть старообрядческим, там кремацию проводят, а это не принято у старообрядцев, это не наши традиции. В советское время кладбище было осквернено. Много надгробий и памятников распилили и отправили на строительство первой ветки московского метро. Это же варварство какое… Слава Богу, первый памятник, который был поставлен в 1771 году, мы восстановили в такой же пропорции и с такими же надписями с четырёх сторон. Надпись на восточной стороне гласит: «Место сие отведено для погребения усопших староверов в лето от сотворения мира 7279 вместо таковых до сего времени бывших двух кладбищ, единого у Донского монастыря, а другого за Тверскими воротами».
Крест на Рогожском кладбище в память утраченных могил и надгробий
В центре кладбища установили крест, на котором указали, что он поставлен в память всех утраченных могил и надгробий в советское время. Центральная часть кладбища была заставлена памятниками-надгробиями, в основном из чёрного мрамора или гранита. Памятники воспроизводили полную историю, запечатлённую в камне. Здесь были похоронены пять поколений династии Морозовых во главе с её основателем, похоронены родители знаменитого мецената и благотворителя Саввы Тимофеевича Морозова.
Для нас Рогожское кладбище – неотделимая часть Духовного центра, они в равной пропорции.
– Спасибо вам большое за беседу.
Беседу вёл
Владимир Смирнов, член Союза писателей России