О сегодняшнем состоянии русской культуры размышляет Геннадий ЗЮГАНОВ
– Геннадий Андреевич, в вашем рабочем кабинете на самом видном месте – портрет Пушкина. Что значит Пушкин для вас? Что значит он в вашем представлении для России?
– Пушкин – не только великий поэт и гений русского слова. Это удивительный человек, мыслитель и гражданин. Его вполне можно назвать и пророком. По-моему, в своём творчестве он ответил на многие вопросы, которые сегодня стоят перед человечеством.
А для России, на мой взгляд, он стал высшим воплощением её национальной идеи. От сказок, где замечательным образом раскрыта суть русского характера, до блестящих, непомерной глубины философских поэм, в которых постигается сам смысл существования России. Меня ещё в юности всё это покорило и поразило. Не перестаю думать об этом и сейчас.
В самом деле, если хотите понять очень непростое соотношение державности и социальных проблем «маленького человека», читайте «Медного всадника». Если хотите представить, кто такой Пётр Великий как полководец, читайте «Полтаву». Если хотите разобраться в трагедии властителя Бориса Годунова или в исторической роли Пугачёва и его восстания, опять-таки обратитесь к Пушкину...
Меня всегда поражало: не было ни самолётов, ни поездов, а он поехал за тридевять земель в оренбургские степи. Ехал для того, чтобы увидеть последних очевидцев Пугачёвского восстания и поговорить с ними. Потому правдиво, зримо, ярко написал о тех событиях.
Многие годы мне очень хотелось соприкоснуться с творческой лабораторией Пушкина. И вот Николай Николаевич Скатов, директор Пушкинского Дома, где в особых сейфах хранятся рукописи нашего национального гения, предоставил такую возможность. Впечатление незабываемое, потрясающее! Видно, в каком колоссальном труде рождались бессмертные творения, как формировался замысел, как упорно искалось самое нужное, самое точное слово. А на полях – зарисовки: Пушкин же ещё и хорошо рисовал...
– Бессмертные творения. Конечно! Однако ведь нынче в нашей стране слово Пушкина не звучит. Ни по телевидению, ни по радио, ни в концертах. Сегодня «массовая культура» у нас, которую и культурой-то называть язык не поворачивается, существует без Пушкина. Более того, она ему чужда, она противостоит его духу, как и вся теперешняя жизнь. Вы согласны с этим?
– Знаете, нынешней криминально-буржуазной России гении, провидцы, духовники не нужны. И Пушкин по большому счёту не нужен этой власти. Им нужна обслуга, которая готова работать по их заказу. А вкусы... Известно, какие вкусы у криминала. В любой стране, по любому настоящему закону вор должен сидеть в тюрьме. У нас же сегодня эти люди, что называется, правят бал, определяют направление культуры, выстраивают телевизионные программы. О какой духовности и нравственности тут может идти речь?! И разве есть здесь место Пушкину...
– Но до каких пор?
– Вся эта чудовищная и чужеродная плесень, которая на российском теле образовалась, обязательно сойдёт. Объединяя здоровые силы общества, мы должны сделать всё возможное, чтобы произошло это скорее. Ядовитую плесень сведём! А светоч Пушкина и дальше будет обозначать нам дорогу вперёд – к правде и справедливости, к добру и красоте.
Беседовал , лауреат премии Союза журналистов СССР