Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Литература

Пустить на Самотёку

01 января 2007

ЛИТЕРАТОРСКИЕ МОСТКИ

В здании Московского гуманитарного педагогического института стоит какая-то особая, вибрирующая тишина. Она неторопливо разливается по лестницам, дробится в пустых коридорах. Все студенты уже разошлись по домам.

Первое, что бросается в глаза при входе в салон, – простые стулья, рядами расставленные по всему залу. Они неумолимо изменяют пространство, перегораживая большую часть просторного и светлого зала. Слишком много стульев, им тут тесно. Говорят, в этом зале танцевал маленький Лермонтов…

Моим Вергилием великодушно становится заведующий кафедрой русской и зарубежной литературы Михаил Павловец. Он соглашается проводить меня в закулисный мир современной словесности, в круг литературной элиты, уже более восьми лет собирающейся здесь, в старом особняке на Садовой-Самотёчной улице.

– Главное отличие салона «На Самотёке» от других литературных площадок и основная специфика его работы со студентами, – говорит Михаил, – в «дилетантстве» зрительного зала. Не секрет, что подавляющее большинство современных площадок работает исключительно для своих, то есть для критиков, прозаиков и поэтов. Профессиональные сообщества замыкаются в себе, для посторонних они почти недоступны. Мы же намеренно отказались от такой привилегированности, кулуарности и приватности и обратились к людям, отчаянно желающим узнать, но ещё не знающим, – к студентам. Не к тем, кто пишет, а в первую очередь к тем, кто читает.

Историю рождения салона «На Самотёке» мне расскажут непосредственно его создатели – Дмитрий Дмитриев и Наталия Попова. Эта супружеская пара выглядит на редкость гармонично. Наталия – невысокая, деловитая брюнетка с острым, внимательным взглядом. Дмитрий – изящный, слегка отстранённый. Наталия работает преподавателем, Дмитрий – чиновник в Мосгордуме.

Д.Д.: «Салон на Самотёке» – не первая наша литературная площадка. Он как-то самопроизвольно вытек из предыдущего проекта – «Салона на Рублёвке», который находился довольно далеко от Москвы. Помню, однажды к нам на выступление ехала Дина Рубина. Её водитель всё перепутал и поехал по Рублёво-Успенскому шоссе. Он мне звонит из машины и говорит: «Я проехал коттеджные посёлки, а дальше-то куда?» Он и не подозревал, что наш салон на Рублёвском шоссе, в самом обычном, даже бедном районе.

Салон «На Самотёке» даже самому невнимательному зрителю навряд ли покажется заурядным «местом встречи». Подавляющее большинство таковых ютятся в крохотных музеях, обшарпанных читальных залах или полуподвальных кафе. Салон «На Самотёке» располагает собственной огромной площадкой с прекрасным освещением и профессиональным сценическим оборудованием. Другие салоны критики посещают в качестве скромных, бессловесных гостей. «На Самотёке» они – главные герои, вокруг которых зачастую строится всё мероприятие.

Вообще список литераторов, когда-либо выступавших в салоне, – это отдельная гордость и заслуга его кураторов: С. Гандлевский, О. Николаева, Ю. Ряшенцев, С. Кекова, В. Маканин, А. Курчаткин.

Н.П.: Мне легче сразу сказать, кто никогда не поднимется на нашу сцену, чем вспомнить всех, кого мы приглашали. Эпатажные, чересчур скандальные писатели, начинающие авторы, любители ненормативной лексики – вот это не наш контингент.

Д.Д.: Наверное, без преувеличения можно сказать, что у нас в гостях побывали все выдающиеся современные авторы, пишущие на русском языке. А ещё – жюри, эксперты и лауреаты почти всех самых крупных отечественных премий в области литературы. Начиная с «Букера» и заканчивая «Московским счётом».

Мне такая идиллия показалась невероятной. Ну не может же в салоне «На Самотёке» быть всё так сладко да гладко! И это в то время, когда по всей Москве закрываются из-за нехватки финансирования клубы, отменяются вечера и разовые мероприятия из-за отсутствия заинтересованной публики. Движимая сомнениями, я невольно стала расспрашивать моих собеседников о «провалах» на «самотёчной» сцене.

Д.Д.: Наш антирекорд – 18 человек в зале было под Новый год на вечере одного замечательного прозаика (хотя для другого салона 18 человек – это в зале битком и в коридоре уже толпа). На прозаиков вообще хуже идут, чем на поэтов. Тем более что многие литераторы плохо выступают – они же не актёры: зажимаются, стесняются, невнятно и тихо говорят.

Кажется, будто видишь, как культ литературного салона «На Самотёке» неспешно вливается в историю особняка на Садовой-Самотёчной и во все те истории, что, как память, хранят его стены уже многие годы.

Ксения АНОСОВА

Обсудить в группе Telegram

Ксения Аносова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Поезда памяти

    30.06.2025
  • Дружба не обходится без песен

    29.06.2025
  • Планета Сент-Экс

    29.06.2025
  • Не стало Марии Копьёвой

    28.06.2025
  • Исследуя советскую Атлантиду

    28.06.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии Презентация
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS