«…А из нашего окна / Площадь Красная видна!» – написал когда-то поэт. А из моего окна на Адмиралтейском канале Санкт-Петербурга теперь виден установленный недавно на находящейся рядом площади Труда памятник флотоводцу Фёдору Ушакову. И это замечательно, что, создавая памятники и памятные места во вновь отстраивающихся районах Санкт-Петербурга, власти не забывают и старые уголки города, где в советское время были уничтожены храмы и неугодные идеологически сооружения.
28 июля 2024 года в День Военно-морского флота на площади, где ранее находилась Благовещенская церковь, был торжественно открыт памятник замечательному русскому флотоводцу, адмиралу Ф.Ф. Ушакову.
Преобразилась и сама площадь! Монумент созвучен нашему времени, так как вписывается в окружающие его сегодня строения, связанные с морем. Взгляд адмирала направлен на воды Невы, видевшие множество морских сражений. По левую сторону находится возрождённая Новая Голландия, на протяжении своей жизни принадлежавшая флоту, а за фигурой адмирала в бывших морских казармах разместился Военно-морской музей.
Нельзя обойти вниманием и недавно появившийся неподалёку от площади памятник поэту Александру Блоку. На мой взгляд, скульптура весьма удачно установлена на улице Декабристов, в нескольких шагах от дома № 57, где жил и скончался великий поэт. Блок изображён падающим под бременем навалившихся на него несчастий. Изваявший его скульптор Евгений Ротанов много лет занимался личностью поэта, его мастерская наполнена изваяниями великого мастера слова. Первая установленная работа этого скульптура находится в Университетском дворике на Университетской набережной. Совсем молодой поэт представлен там во весь рост. Он полон творческих сил и верит, что впереди у него счастливая жизнь.
Новое изваяние поэта, представшее на улице Декабристов, совсем иного плана. Это поставленная под углом фигура с хорошо узнаваемым лицом. Помню, как при открытии монумента посыпались отрицательные отзывы. Памятник называли уродливым, безобразным... Но вот один из молодых людей, увидевших памятник при открытии, написал: «Какое счастье, когда все вокруг плюются. Эта реакция говорит, что перед нами отличная работа скульптора! Браво скульптору Е. Ротанову и архитектору И. Кожину!»
Эти слова созвучны и моему мнению, так как, умирая от голода и нищеты в своём неподалёку стоящем доме, ранимый и остро воспринимавший действительность великий поэт испытывал душевные муки от неизбежного. Таким и изобразил его скульптор. Мне кажется, что если бы люди, ругавшие изваяние, лучше ощущали состояние поэта в конце его жизни, по-иному восприняли бы и это изображение. Сравнивая памятник адмиралу Ушакову с этим изображением Блока, отметим, что классический памятник уже при открытии был воспринят присутствовавшей публикой хорошо, как и положено относиться к общепринятому изображению «сильных мира сего», создающих историю России. А перед изваянием на улице Декабристов нужно было постоять, вспомнить последние произведения поэта, подумать о его страданиях и жизни.
Татьяна Соловьёва,
писатель, почётный гражданин Адмиралтейского района