Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Общество

Путь к удаче

01 января 2007

ПОЛЕМИКА

Наше сознание налито завистью, как и положено сознанию, страдающему из века в век за всех «униженных и оскорблённых». Причём «счастье», «радость», «наслаждение», «радость за успехи другого» – все эти чувства как бы не положено испытывать настоящему человеку. Кто герои нашей культуры? Именно они – «униженные и оскорблённые».

Впрочем, не стоит винить во всех смертных грехах только нашу культуру. Становление индустриальных обществ со второй половины XIX века сопровождается гимном во славу всех униженных и оскорблённых и в России, и в Европе, и в Америке. Уродливая организация социального организма – вот главная мишень борьбы всего прогрессивного человечества.

Мы можем продолжать отыскивать источник наших бед в первой половине XX века. Мы можем продолжать жонглировать «идиологемами» прошлого тысячелетия. Но вот беда – весь развитый, теперь уже постиндустриальный, мир прошёл те же этапы развития. И к началу нового века понял, что парадигма уходящей культуры строилась вокруг несчастного человека-жертвы. Даже европейский экзистенциализм с его упорным стремлением к свободе человеческого выбора начинал с «Абсурда» (А. Камю), «Тошноты» (Ж. Сартр), «Бытия-к-смерти» (М. Хайдеггер) как базовых принципов самоосмысления, становления человека. Ну почему бы не начинать со «Счастья», «Наслаждения», «Бытия-к-радости»?! Почему?!

А вспомним шедевры русской классической литературы: «Мёртвые души», «Идиот», «Преступление и наказание», «Обломов», «Господа Головлёвы», «Воскресение». Ну что, радостью и счастьем наполняются наши сердца?!

Так вот – о зависти. Гегель считал, что главный двигатель прогресса – борьба за признание. Шопенгауэр находил чувство зависти естественным. Кант делил его на чёрное и недоброжелательное. Есть ещё и «незлобивая зависть». Есть белая.

Причём, заметьте, зависть охватывает человека не потому, что у него нет чего-то такого, что есть у другого. Какое, например, мне дело до того, что у пигмеев есть прекрасные бумеранги? Дело не в вещах и не в обладании ими. То есть зависть охватывает именно того человека, который страстно хочет, мечтает добиться чего-то, но терпит неудачу за неудачей. А другой, такой же, добивается раз за разом успеха. То есть мы завидуем способности других добиваться того, чего страстно хотим сами.

Не обладая завистью, человек никогда бы не приподнялся в своих желаниях над животным уровнем, никогда бы не устремился к Творцу.

Но необходимо следовать двум условиям: во-первых, завидовать хорошему – духовному устремлению других людей, их духовной мудрости. Во-вторых, зависть не должна быть чёрной.

Сейчас новое поколение деловых людей уже и спорит по-другому и о другом: стоит ли, например, гнаться за корпоративной этикой и образом жизни преуспевающего человека или нет? Стоит ли сутки напролёт вести жизнь «офисного планктона» или лучше зарабатывать на существование «фрилансером», т.е. когда хочу – работаю. Когда не хочу – путешествую, наслаждаюсь жизнью, просто на диване валяюсь. В конце концов неужели все как один должны кому-то завидовать и добиваться успеха под крылом корпораций и монополий? Неужели другая жизнь вне закона?

Когда исчезнет зависть? Ответить можно точно: в тот день, когда исчезнет последний человек. Как можно бороться с завистью? А попробуйте-ка бороться с историей – культуру и традиции не спишешь со счетов одним махом. Но и придавать зависти слишком большое значение в наши дни – пустая трата времени.

Давайте учиться у молодых поколений. Они движутся в новом тысячелетии, вооружённые коммуникациями, технологиями и желанием создавать свои новые миры. У них новые науки и новые увлечения.

Об одном мне хотелось бы сказать особо. Есть такая молодая наука – девяти лет от роду – позитивная психология. Она крепнет и развивается не по дням, а по часам. «Да мало ли всяких психологий!» – скажете вы. Немало, немало, согласен. Но эта – совсем особенная.

Мартин Селигман, один из пионеров нового направления, считает, что современная психология стала виктимологией (от лат. victima – жертва). Человек рассматривается в ней как принципиально пассивное существо со сниженной личной ответственностью и так называемой выученной беспомощностью, когда он утверждается в мысли, что всегда будет жертвой других людей или обстоятельств.

Надо искать новые пути к счастью человека. И начинать надо не со страданий и неудач, а с чувства гордости, счастья, силы.

Они есть в каждом человеке.

Сергей РОГАНОВ, кандидат философских наук

Обсудить в группе Telegram

Сергей Роганов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кровь для Победы

    08.05.2025
  • Забытый герой

    08.05.2025
  • Утопленное оружие

    07.05.2025
  • Злой не имеет будущего

    07.05.2025
  • На сломанном дереве

    07.05.2025
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • Посвящение в свет

    4563 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Неблагодарные

    1143 голосов
  • Так ли уж не прав «дилетант»?

    999 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS