Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 15 апреля 2020 г.
  4. № 15 (6733) (15.04.2020)
Литература Библиосфера Рецензия

Путь христианского поэта

15 апреля 2020

Валерий Прокошин. Тяжелей чернозёма: Стихи / Сост. и предисл. А.Ю. Коровина.

– М.: ArsisBooks, 2019. – 168 с.


 

Выпуск книг писателей или поэтов после их смерти условно имеет три цели. Первая – извлечь из небытия неизвестные произведения, перевернуть устоявшийся образ автора. Вторая – подкрепить сформировавшийся имидж литератора (с течением времени – признать заслуженное величие). Либо посмертно «открыть» автора, которому не повезло при жизни.

В книге стихов поэта Валерия Прокошина (1959–2009) «Тяжелей чернозёма», вышедшей к 60-летию со дня его рождения, заметны два первых побудительных мотива. По словам составителя сборника Андрея Коровина, это наиболее полное избранное поэзии Прокошина. Предыдущее – «Между Пушкиным и Бродским» 2006 года – составил сам автор. За следующие три года Валерий Прокошин успел написать ещё много прекрасных стихов, включая гениальный цикл «Ворованный воздух», написанный в онкоцентре. За годы без Прокошина вышло несколько книг его наследия. Три из них, повесть «Атомный angel», сборники «Искушение» и «Не кружилась листва», как раз представляли неизвестного Прокошина – прозаика и поэта (увы, вышли они малым тиражом).

Задача Коровина-составителя была показать Прокошина как важного поэта нашей эпохи, сказавшего особенным поэтическим языком о времени, о нашем прошлом и о себе. Потому он включил в книгу самые интересные стихи Прокошина разных лет, отразившие не только богатейшие возможности поэта в работе с традиционной лирикой, но и его эксперименты с формой – хайку, танкетки, верлибры. Составитель хотел доказательно пояснить, каким образом провинциальный стихотворец, каких тысячи, сделал себя сам и стал настоящим большим поэтом. Поэтическая фуга идёт по нарастающей к высочайшей пронзительной ноте коды:

 

Остатки тепла разгребая в золе,

Прикрывшись кусками от тысячи рубищ,

Не бойся, меня уже нет на земле –

И ты никогда меня здесь не разлюбишь.

 

Но и без открытий не обошлось: Коровин работал с уникальным компьютерным архивом поэта, который получил с разрешения его вдовы. Поэтому в сегодняшний сборник входит несколько предположительно ранее не публиковавшихся (или не получивших широкого распространения) стихов.

Новаторство сборника и в том, что составитель в своей работе отталкивался от принципа поэтических циклов поэта. Прокошин любил собирать свои стихи в циклы и постоянно работал над ними, меняя состав с течением времени. Но в книги он, как правило, эти циклы не включал, их можно встретить разве что в интернет-публикациях. Составитель восполнил этот пробел, но сознательно не включил слабые или этически спорные тексты. Циклы стихов в книге «Тяжелей чернозёма» даны не в авторской, а в составительской версии. Цикл «После Крыма» Коровин составил сам для посмертной публикации стихов Прокошина в журнале «Крещатик», теперь он вошёл в книгу.

Циклы объединены в главы «Стальной кузнечик», «Остаться в России», «На птичьем языке», «Удалённый доступ», «Кислородный паёк» – логичные с точки зрения хронологии и поэтического роста Прокошина. Показаны основные темы творчества поэта и его становление не только как литератора, но и как личности. Он родился в бараке и за убожество своего детства вначале возненавидел Россию, даже заявлял: «в этой стране не хочу умирать», а потом принял родину и судьбу (неразделимые), примирился с обеими и, наконец, нашёл личного Бога. Поэт говорил с Ним в последние месяцы почти на равных, понимая, что грешил и заслужил наказание:

нагрешил, говорит, и баста, собирай, мол, свои манатки

и ступай типа по этапу, отправляйся, куда скажу, –

 

страшен финал этого стихотворения, когда:

 

свет, горевший внутри меня, льётся сваркою по этажу.

 

По мнению Коровина, в книге отражён путь подлинного христианина, осознавшего греховность человеческого бытия и необходимость покаяния. Я бы добавила: христианского поэта, духовного лирика высокой пробы.

В поздних стихах Прокошина обращает на себя внимание цикл «КИЧ – ГЛАМУР – АРТХАУС, далее везде» в заключительной главе «Кислородный паёк». В микроцикл «далее везде» вошли два ранее неизвестных стихотворения, а также посвящение Александру Ковальджи.

…В мою книгу критики «Диагноз: Поэт» (М., 2014) вошла статья «Великий поэт русской провинции (портрет Валерия Прокошина)». Формулировка снискала упрёк в чрезмерном пафосе. Но разве введённые в литературный оборот строки Прокошина не подтверждают её справедливость?..

Елена Сафронова

 

Тэги: Книга Книжный ряд Елена Сафронова
Обсудить в группе Telegram

Елена Сафронова

Прозаик, литературный критик-публицист. Постоян... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Хроника подвига

    02.05.2025
  • Калейдоскоп жанров

    14.02.2025
  • На дальней станции сойду…

    29.08.2024
  • Возвращённая земля

    28.06.2024
  • Помогай Бог!

    10.06.2024
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Правда солдата Никулина

    142 голосов
  • Испытание оттепелью

    139 голосов
  • Итальянское соло для русских судеб

    117 голосов
  • Полёт над границами века

    88 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS