Валерий Прокошин. Тяжелей чернозёма: Стихи / Сост. и предисл. А.Ю. Коровина.
– М.: ArsisBooks, 2019. – 168 с.
Выпуск книг писателей или поэтов после их смерти условно имеет три цели. Первая – извлечь из небытия неизвестные произведения, перевернуть устоявшийся образ автора. Вторая – подкрепить сформировавшийся имидж литератора (с течением времени – признать заслуженное величие). Либо посмертно «открыть» автора, которому не повезло при жизни.
В книге стихов поэта Валерия Прокошина (1959–2009) «Тяжелей чернозёма», вышедшей к 60-летию со дня его рождения, заметны два первых побудительных мотива. По словам составителя сборника Андрея Коровина, это наиболее полное избранное поэзии Прокошина. Предыдущее – «Между Пушкиным и Бродским» 2006 года – составил сам автор. За следующие три года Валерий Прокошин успел написать ещё много прекрасных стихов, включая гениальный цикл «Ворованный воздух», написанный в онкоцентре. За годы без Прокошина вышло несколько книг его наследия. Три из них, повесть «Атомный angel», сборники «Искушение» и «Не кружилась листва», как раз представляли неизвестного Прокошина – прозаика и поэта (увы, вышли они малым тиражом).
Задача Коровина-составителя была показать Прокошина как важного поэта нашей эпохи, сказавшего особенным поэтическим языком о времени, о нашем прошлом и о себе. Потому он включил в книгу самые интересные стихи Прокошина разных лет, отразившие не только богатейшие возможности поэта в работе с традиционной лирикой, но и его эксперименты с формой – хайку, танкетки, верлибры. Составитель хотел доказательно пояснить, каким образом провинциальный стихотворец, каких тысячи, сделал себя сам и стал настоящим большим поэтом. Поэтическая фуга идёт по нарастающей к высочайшей пронзительной ноте коды:
Остатки тепла разгребая в золе,
Прикрывшись кусками от тысячи рубищ,
Не бойся, меня уже нет на земле –
И ты никогда меня здесь не разлюбишь.
Но и без открытий не обошлось: Коровин работал с уникальным компьютерным архивом поэта, который получил с разрешения его вдовы. Поэтому в сегодняшний сборник входит несколько предположительно ранее не публиковавшихся (или не получивших широкого распространения) стихов.
Новаторство сборника и в том, что составитель в своей работе отталкивался от принципа поэтических циклов поэта. Прокошин любил собирать свои стихи в циклы и постоянно работал над ними, меняя состав с течением времени. Но в книги он, как правило, эти циклы не включал, их можно встретить разве что в интернет-публикациях. Составитель восполнил этот пробел, но сознательно не включил слабые или этически спорные тексты. Циклы стихов в книге «Тяжелей чернозёма» даны не в авторской, а в составительской версии. Цикл «После Крыма» Коровин составил сам для посмертной публикации стихов Прокошина в журнале «Крещатик», теперь он вошёл в книгу.
Циклы объединены в главы «Стальной кузнечик», «Остаться в России», «На птичьем языке», «Удалённый доступ», «Кислородный паёк» – логичные с точки зрения хронологии и поэтического роста Прокошина. Показаны основные темы творчества поэта и его становление не только как литератора, но и как личности. Он родился в бараке и за убожество своего детства вначале возненавидел Россию, даже заявлял: «в этой стране не хочу умирать», а потом принял родину и судьбу (неразделимые), примирился с обеими и, наконец, нашёл личного Бога. Поэт говорил с Ним в последние месяцы почти на равных, понимая, что грешил и заслужил наказание:
нагрешил, говорит, и баста, собирай, мол, свои манатки
и ступай типа по этапу, отправляйся, куда скажу, –
страшен финал этого стихотворения, когда:
свет, горевший внутри меня, льётся сваркою по этажу.
По мнению Коровина, в книге отражён путь подлинного христианина, осознавшего греховность человеческого бытия и необходимость покаяния. Я бы добавила: христианского поэта, духовного лирика высокой пробы.
В поздних стихах Прокошина обращает на себя внимание цикл «КИЧ – ГЛАМУР – АРТХАУС, далее везде» в заключительной главе «Кислородный паёк». В микроцикл «далее везде» вошли два ранее неизвестных стихотворения, а также посвящение Александру Ковальджи.
…В мою книгу критики «Диагноз: Поэт» (М., 2014) вошла статья «Великий поэт русской провинции (портрет Валерия Прокошина)». Формулировка снискала упрёк в чрезмерном пафосе. Но разве введённые в литературный оборот строки Прокошина не подтверждают её справедливость?..
Елена Сафронова