Сочи – всероссийская здравница… Сочи – мировой спортивный центр… Сочи – родина «Кинотавра»… Сочи, наконец, резиденция президента страны… Но никто никогда не называл знаменитый курорт театральной Меккой. Да и откуда?! Своей постоянной актёрской труппы здесь никогда не было. Зимний театр, величественный памятник советской архитектуры, стоящий в центре города у самого моря, – всегда лишь прокатная площадка для заезжих гастролёров. Среди театральной публики за Сочи давно и прочно закрепилась репутация нетеатрального города.
Когда я узнала, что в Сочи приехал из Екатеринбурга известный театральный деятель Владимир Мишарин и стал директором Зимнего театра (ныне Сочинского концертно-филармонического объединения), я почему-то сразу подумала, что город ждут перемены. Человек причудливой храброй судьбы: то он приезжает в Москву, пробует себя заместителем председателя СТД России, потом становится большим начальником в Министерстве культуры. Не понравилось. Возвращается домой, но став избранным председателем местной организации Союза театральных деятелей. В 2010 году получает приглашение в Сочи.
Культура – такая уж сфера человеческой деятельности, которая требует особенных энтузиастов, людей неординарных идей и бесконечной удачи, да ещё способных не только придумывать, но и осуществлять сложные проекты, чего греха таить, в слишком непростом нынешнем социуме.
У Мишарина нашёлся достойный союзник-партнёр в лице Ольги Сенаторовой, талантливого столичного менеджера, когда-то, теперь уж почти двадцать лет назад, открывшей в Москве творческо-координационный центр «ТЕАТР-ИНФОРМ» специально в помощь
отечественным театрам. Это она в середине 1990-х придумала театральные ярмарки и начала проводить их в пору только зарождающегося рынка, когда единое информационное пространство стало распадаться, творческие связи, гастроли, привычные формы жизни театра разрушались. Её ярмарки были необходимым местом встречи, обмена опытом, поиска партнёров для потерявшегося театрального сообщества. Пятнадцать лет назад мы вместе с ней открывали газету «Театральное дело». Сегодня она задумывается о театральной ярмарке нового типа в Сочи. Сегодняшний авторский проект, который она проводит совместно с Сочинским концертно-филармоническим объединением при поддержке Министерства культуры РФ, Союза театральных деятелей России и Сочинской городской администрацией, – федеральный фестиваль «Театральный Олимп». В этом году он уже второй, то есть оформившаяся в практику смелая идея, порождающая традицию.
Неслучайно амбициозное название: Олимп! В нём, по замыслу организаторов, принимают участие лучшие из лучших – театры, успешные во всех отношениях – и в деловом, и в творческом, чья жизнь за последние сезон-два была отмечена яркими художественными и социально-культурными событиями. В этом году в «олимп-марафон» включились: Оренбургский, Норильский Заполярный, Ульяновский драматические театры, Новосибирский и Краснодарский молодёжные театры, Пермский ТЮЗ, Мытищинский театр кукол «Огниво». И я с радостью наблюдаю, будучи членом творческого жюри, как в Сочи в разгар пляжного сезона ежевечерне заполняется зрительный зал Зимнего театра и люди в курортных одеждах, оторвавшись от моря, приходят и аплодируют «Ричарду III» У. Шекспира, платоновскому «Возвращению», прозе А. Аверченко, Н. Думбадзе, Б. Шергина, героям чеховского «Вишнёвого сада» в куклах, авангардному спектаклю «Оркестр «Титаник» по пьесе болгарина Х. Бойчева.
Никто никогда не видел обитателей настоящего Олимпа – богов. Может, это и хорошо для так любимых всеми нами легенд. Их легче создавать без точного знания. И у каждого времени свои боги, легенды, образцы. В отсутствии Г. Товстоногова, А. Эфроса, М. Ульянова, О. Ефремова, И. Смоктуновского трудно определять критерии. И время не очень благоприятствует театру, и Сочи, где теперь более 800 строек, мало похож на театральную столицу. Но именно в такие «смутные» времена важно по-особому осмыслить происходящее на сценических подмостках, понять, как театру участвовать в жизни и помогать нынешним поколениям людей. Именно этим и занимались на «Театральном Олимпе–2012».
В отличие от всех существующих в России театральных фестивалей, которых насчитывается более двухсот, «Театральный Олимп» стремится соединить и совместить самое антагонистическое в природе театра – творчество и менеджмент, необходимость создавать высокохудожественные произведения и продавать их. Поэтому в Сочи наряду с показом лучших российских спектаклей – визитных карточек репертуарных театров – была обширная деловая программа. Основу её составил открытый конкурс по театральному менеджменту. Выиграть главную награду – золотой приз «Театральный Олимп» – сможет лишь тот театр, который получит наивысший балл по сумме оценок двух жюри – по творчеству и по театральному менеджменту.
Признаюсь, меня поразила презентация Новосибирского академического молодёжного театра «Глобус», которую провели его руководители: опытный директор Татьяна Людмилина и молодой главный режиссёр Алексей Крикливый. 46 артистов и 300 сотрудников, их обслуживающих, 40 названий в активном репертуаре, в том числе сверхпопулярные в городе мюзиклы «Алые паруса» и по «Педагогической поэме» А. Макаренко, 450 спектаклей в год, стоимость билетов от 150 до 1000 рублей, работа в социальных сетях, блогах, студии при театре по пластике, вокалу, хоровая, симфонический оркестр. Огромное количество социально-культурных мероприятий, в том числе на «чужой» территории, как организованный театром фестиваль молодёжных субкультур «Zнаки». Различные благотворительные и просветительские программы. И железная установка: не отпускать от себя ни одного из «приручённых» с детства зрителей – с 3 до 83 и далее! Отсюда и слоган новосибирцев: «Глобус» – театр для всех поколений.
И всё-таки для меня ничего бы не стоила эта впечатляющая информация, если бы театр не показал на фестивале замечательный спектакль «Возвращение» по прозе А. Платонова в постановке молодого режиссёра Олега Юмова – умный, тонкий, проникающий в сложную авторскую стилистику, с блестящим актёрским ансамблем и особенно прекрасными работами Елены Гофф в роли Любови Ивановны и Дениса Васькова – её сына Петра. Значит, и сегодня есть одарённые режиссёры и по-настоящему хорошие театры, и не в Москве, а в России! И тогда значение сочинского «Олимпа» трудно переоценить! И Гран-при фестиваля – заслуженная во всех отношениях награда новосибирцев!
Ещё одно открытие: спектакль «Оркестр «Титаник» самого северного театра страны – Норильского Заполярного театра драмы имени Вл. Маяковского. Пьеса в правилах модного авангарда, корнями уходящая к С. Беккету, написана болгарским драматургом Христо Бойчевым. Поставлена совсем молодым режиссёром Тимуром Файрузовым (ещё одно открытие фестиваля, всего два года назад он окончил знаменитую «Щуку» – Театральный институт имени Б.В. Щукина в Москве) с глубинным пониманием основ и традиций многогранного психологического театра. Оказывается, иллюзия тоже может быть реальным действующим лицом. В работе норильчан, получившей диплом фестиваля «За лучший спектакль», всё безупречно: сценография Андрея Тимошенко, музыкальное оформление Андрея Федоськина, все пять исполнителей – Андрей Ксенюк, Александр Глушко, Роман Лесик, Галина Савина, Николай Каверин. К удивлению многих, и с менеджментом северяне не подкачали – серебряный приз «Театральный Олимп» тому подтверждение.
В обилии спектаклей, обсуждений, олимп-лекций, встреч, разговоров трудно было сразу выделить почти мгновенную перепалку, возникшую в начале открытой деловой презентации Ульяновского драматического театра, когда его директор Наталья Никонорова сказала, что главная составляющая в деятельности коллектива – творческая, репертуарная, что их город Гончарова, Карамзина, Языкова, Ленина, наконец, генетически настроен на классику… Один из членов делового жюри попытался её перестроить на разговор о менеджменте, а не о творчестве…
Сколько же бед нашему отечественному театру принесло это искусственное противопоставление, засилье интендантов, завхозов в директорском корпусе, естественно, оттеснивших в пору рынка от власти лидеров творческих – режиссёров, сколь дорого это театру стоило!.. Как бы ни умело продавала администрация театра билеты, зрителям, стране в целом не может и не должно быть безразлично, что они продают: пустую переводную комедию размноженного сейчас по всем сценам Р. Куни или нечто действительно стоящее, духовное, сохраняющее нравственно-эстетическое здоровье народа.
Сбережение, восстановление в правах режиссуры как профессии – одно из важных достижений «Театрального Олимпа». Участие в фестивальной программе Оренбургского государственного областного драматического театра имени М. Горького со спектаклем «Ричард III» У. Шекспира (даже при очевидных художественных огрехах, уж очень труден Шекспир и путь к его сценическому воплощению!) – убедительный довод в пользу многолетнего тандема одного из могикан режиссуры Рифката Исрафилова и директора театра Павла Церемпилова.
Ульяновский драматический театр замечательно показал на «Олимпе» свой трогательный спектакль по прозе Н. Думбадзе «Я, бабушка, Илико и Илларион», где рядом с лидером труппы Клариной Шадько прекрасно работали совсем юный Максим Копылов, а ещё мастера сцены Михаил Петров, Евгений Редюк, Владимир Кустарников, да разве всех перечислить? Коллектив, труппа, ансамбль – величайшие завоевания русского психологического театра. Не заезжие антрепризные «звёзды», не дешёвки-однодневки составляют мировую славу отечественной сцены, а репертуарный российский театр, который, увы, в последние два десятилетия всё чаще приходится защищать. А зрители Сочи именно ульяновцам отдали свои симпатии, и театр увёз домой один из престижных призов фестиваля – «Олимп-браво!». Хочется произнести в адрес самого фестиваля, который свою миссию определил как поддержку именно репертуарного театра России: «Браво, «Театральный Олимп»!»
Не новая мысль, но сегодня, как никогда, требует постоянных повторений: театр необходим и важен только тогда, когда им движут высокие цели, в основе лежит высокая литература и управляют им профессионалы. Но в отношении последнего утверждения бывают счастливые исключения. История искусства, в том числе театрального, знает немало прекрасных дилетантов, разрушающих правила, выбирающих нехоженые тропы, как приехавшая с далёкого Севера – из нефтяной «столицы» Когалыма, что в Ханты-Мансийском округе, Елена Ерпылева, журналист, писавшая прозу, у которой однажды нечаянно получилась пьеса… Как она рассказывает, пришлось создать театр, чтобы драматургический опыт получил сценическое воплощение… Сегодня её пьесы широко идут по стране. Организаторы фестиваля пригласили Елену поучаствовать в блоке «Олимп-опыт». В Сочи она приехала одна – слишком большое у неё хозяйство: в труппе и трудные подростки, и дети с нездоровой психикой, и родители, играющие в спектаклях с детьми, и одинокие пенсионеры. Одним словом, театр как «остров спасения» – так руководитель сформулировала назначение своего детища. А фильм о театре, который Елена привезла и показала на фестивале, а пьесы о том, о чём никто сейчас не пишет, – о нравственных проблемах современной семьи, молодёжи… Завораживал масштаб личности.
Я читала одну из статей Елены, опубликованных в литературном сборнике Югры. Это крик души, его нельзя не услышать и хочется процитировать: «Мы стали привыкать к некоему пассивному созерцанию продуктов культуры не самого лучшего качества. От этого портится эстетический вкус, появляется изменённое, а то и извращённое понимание того, что происходит. Сознание искажает реальность, и человек деградирует. Рефлекторный жест – спасти нацию с помощью развлекаловки – не удался». И автор вопрошает: «Кто же сегодня занимается проблемой выживания наших детей?» В Когалыме вопрос услышали. Из квартиры Елены театр переехал в настоящее театральное здание со зрительным залом, цехами, получил государственную поддержку…
Вот такой он, «Театральный Олимп»! Праздничный, требовательный, профессиональный, открытый зрителям, бережный к нашему национальному достоянию – репертуарному театру.
Владимир Мишарин считает, что Сочи как город-курорт обладает особой спецификой и ему не нужен постоянно действующий театральный коллектив, стационированный в помещении Зимнего театра. Целесообразно использовать здание как всероссийскую открытую сценическую площадку. Но именно «Олимп» городу необходим как духовный ориентир, как панорамный парад достижений ведущих репертуарных театров России. Генеральный директор МКФО выступает за развитие широкой и многообразной гастрольно-концертной деятельности, в рамках которой, как сейчас, «Театральный Олимп» оказывался бы в окружении других системных, повторяющихся и привлекающих свою публику мероприятий курорта, – фестиваля Юрия Григоровича «Молодой балет мира» и концертов Дениса Мацуева. Именно такая политика, по его мнению, поможет развивать Сочи как значимый культурный центр страны.
Роскошную колоннаду Зимнего театра семи летних дней украшал красивый баннер молодого федерального театрального фестиваля со звучным слоганом: «Лучше Олимпа – только будущий Олимп!» Пусть так и будет!
СОЧИ–МОСКВА