КНИЖНЫЙ РЯД
Полярная магистраль / Под общ. ред. Т.Л. Пашковой. – М.: Вече, 2007. – 448 с.: ил.
Богат природными ресурсами и необыкновенно красив Русский Север. Но труднодоступен, ибо плавание по рекам и Северному морскому пути ограничено коротким летом, а железных дорог почти нет. Будучи одним из основных экономических регионов страны, Север должен играть в ближайшей перспективе важнейшую роль в нашем государстве. Но для этого требуется ускоренное развитие транспортных магистралей.
В книге приводится история открытия и освоения Северного морского пути, показано его значение в системе железных дорог. Оказывается, ещё в конце XIX века возникла идея грандиозного строительства трансконтинентальной магистрали Евразия–Америка. Но министр финансов Витте тогда отсоветовал царю начинать его. Потом, в начале XX века, международный консорциум обратился к российскому правительству с просьбой о концессии на прокладку железной дороги из Европы через Россию в США, связывающей Париж с Нью-Йорком, но переговоры по разным причинам зашли в тупик. Отклонялись и другие проекты, менее масштабные.
Однако необходимость железнодорожного освоения Севера постоянно напоминала о себе, ведь этот вид транспорта всегда был важнейшей движущей силой экономического развития России. В 1947-м началась сложная история строительства Полярной железной дороги. До недавнего времени о ней мало кто знал, наверное, потому, что оно было поручено НКВД–МВД, в работах участвовали около 120 тысяч заключённых.
Но начатая грандиозная стройка велась беспланово, уже в 1952 году интерес руководства страны начал к ней пропадать. А после смерти Сталина, когда было уже построено около 700 км дороги и до сдачи её в эксплуатацию оставалось меньше года, вышло постановление Совмина о прекращении всех работ. Миллиарды народных денег, изломанные судьбы, сверхчеловеческие усилия, чудеса инженерной находчивости – всё пропало впустую. Грустно смотреть на фотографии, запечатлевшие изогнутые рельсы, остатки строений, техники.
Раздел книги «Учёные размышляют» посвящён особенностям создания железных дорог в зоне мерзлоты в условиях Заполярья, сложностям проектирования и сооружения земляного полотна на севере Западной Сибири. Здесь же дан анализ строительства трансполярной железной дороги Салехард–Игарка в конце 1940-х – начале 1950-х годов. В 60-х годах его хотели возобновить, но проект так и не реализовали.
Большое место в книге занимает трагическая летопись этой стройки. В эту историю вошли данные из архивных источников Главного управления лагерей железнодорожного строительства, воспоминаний участников работ, дневниковых записей этнографической экспедиции, очерки о руководителях стройки П. Татаринцеве и В. Барабанове.
Много новой информации было получено в ходе научной экспедиции, проведённой в 2005 году учёными и учащимися Московского университета путей сообщения с целью сбора материалов о дороге, её нынешнем состоянии, был осуществлён уникальный поход по «мёртвой дороге»…
В 2003 году в Новом Уренгое приняли важнейшее решение – возобновить работы и открыть железнодорожное пассажирское сообщение на Ямале. Этот регион имеет громадное значение для экономики страны. На Уральском севере добывается свыше двух третей российской нефти, более 90 процентов нашего газа. Железнодорожный транспорт должен выполнять важную роль в увеличении добычи углеводородов, расширении осваиваемой зоны, доставке грузов и пассажирских перевозок. Всё это послужило толчком для научно-практического исследования и исторического анализа состояния Полярной железной дороги.
Издание новой книги стало одним из результатов этих работ.