На ВДНХ в павильоне «Рабочий и колхозница» в рамках проекта «Знание. ВДНХ» состоялась презентация книги Александра Жесткова «Наше дорогое метро». («ЛГ» недавно публиковала главу из неё.)
Издание посвящено одному из самых дорогих советских метропроектов – Свердловскому, а ныне Екатеринбургскому метрополитену, и актуальным вопросам развития метро и городской среды в российских мегаполисах. В презентации приняли участие специалисты и любители истории, архитектуры, урбанистики, транспортных систем из Москвы и других городов страны.
В этом году исполнилось 30 лет с момента пуска последнего в СССР метрополитена – Свердловского. Инфраструктурный объект, строительство которого начал Борис Ельцин, будучи первым секретарём Свердловского обкома КПСС, имеет драматичную судьбу. Его открытие несколько раз срывалось, и сначала были введены всего три станции. Горожане даже называли метрополитен «подземной детской железной дорогой». На достройку линии ушли годы. Сейчас Екатеринбургский метрополитен четвёртый по пассажиропотоку в России после Московского, Петербургского и Новосибирского. Подземка обеспечивает 25% перевозок городским транспортом. Расчёты специалистов и десятибалльные пробки на дорогах подтверждают: столица Урала остро нуждается во второй линии метро.
«Одна из основных задач книги – привлечь внимание к необходимости строительства второй линии метро в Екатеринбурге и активизации метростроения в других российских регионах. В книге исследованы достижения Москвы, которая за последние десять лет стала мировым лидером в прокладке линий метро и модернизации транспортной инфраструктуры. Этот успешный опыт важно распространить и на другие российские мегаполисы», – подчеркнул Александр Жестков.
Книга для широкой аудитории, посвящённая региональному метрополитену, вышла в России впервые за многие годы. «Наше дорогое метро» открывает Екатеринбургский метрополитен не только как транспортную систему, но и как культурное, историческое и архитектурное явление.
«Для Екатеринбурга метро – это городская «национальная идея», символ силы и значимости. У нас есть одна ветка, но нам нужна вторая и третья. Для нас очень важно, что выходят такие издания, – это привлекает внимание к проблеме», – отметил Алексей Гагарин, директор Центра документации общественных организаций Свердловской области.
Издание также позволяет сравнить уральскую подземку с другими метрополитенами России и мира и узнать о рекордах московского метро, тайнах петербургского, нью-йоркского, лондонского и пекинского...
В книге впервые опубликованы фотографии и другие документы из личного архива Бориса Ельцина. Также читатели увидят объекты подземки, в оформлении которых принимал участие музыкант и архитектор Вячеслав Бутусов, узнают, как рождались образы новых станций, побывают дома у Рады Хрущёвой в Москве и заглянут в мастерскую Эрнста Неизвестного в Нью-Йорке.
«Автор помог взглянуть на город и на один из его важнейших объектов под другим углом. Очень важно, чтобы таких книг было больше, и не только про метро», – отметила Елизавета Лихачёва, директор Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева.
Также книга даёт возможность вместе с автором посетить служебные тоннели и подземные офисы, депо, проехаться по ночному метро на дрезине, изучить изменения пассажиропотоков, подумать о конкуренции общественного и личного транспорта, увидеть праздники и музеи транспорта в разных городах мира. Издание содержит более 350 авторских и архивных фотографий, чертежей, рисунков, схем.
Владимир Смирнов, член Союза писателей России