О русском хореографе Юрии Григоровиче написаны книги, рецензиям и публицистическим статьям несть числа. Но тема вряд ли будет исчерпана, вряд ли до дна будет обнажена эпоха Григоровича и загадка его личности. Границы его балетного мира постоянно раздвигаются притоком новых и новых исполнительских сил, сопрягая искусство со временем. Именно эта основополагающая черта метода Григоровича – движение его сочинений во времени – стала основой второго издания фолианта Александра Колесникова «Юрий Григорович. Путь русского хореографа»
(М.: Театралис, 2018. – 376 с.: ил.). Переиздание впечатляющего труда не формально: в текст через десять лет после первого выпуска вошло, собственно, продолжение жизни героя, развитие идеи балетного театра, каким его видел и создавал хореограф начиная с середины прошлого века. Более семисот фотографий лучших отечественных и зарубежных балетных фотографов, выполненные в разных странах и в разное время, отражают ход репетиций, затем спектакли, затем жизни этих спектаклей далеко за пределами мировых премьер; круг профессионального и личного общения Григоровича с творцами. Книга согрета и одухотворена неизбывным уважением, сердечной привязанностью и душевной теплотой, которые характеризуют автора – доктора искусствоведения Александра Колесникова по отношению к своему герою.
Издание сложно структурировано. Внешне это эффектный подарочный альбом, начинаешь читать – многомерный искусствоведческий объект. В нём мемуарные строки Григоровича, повествующие о создателе и его созданиях; высказывания о нём его великих современников. В целом же из этой структуры возникает понимание глобального художественного процесса, который бесстрашно создан трудами Григоровича на протяжении почти 70 лет. Неслучайно своеобразным эпиграфом издания стали абсолютно справедливые слова Сержа Лифаря: «Григорович может гордиться своей хореографической эрой, оказавшей влияние на мировой балет, воспринявшей лучшее из его опыта». (Ах, если бы его художественные откровения действительно были восприняты молодыми последователями! Увы, слишком часто на спектаклях даже самых именитых современных авторов терзает мысль: «Ну, как после открытий Григоровича можно мыслить столь тривиальной режиссурой?!») Впрочем, гении потому и гении, что неповторимы. Однако же Григорович сумел, не отрицая Петипа, развить его находки, и мы следим за ними поглавно, как бы рассматривая и осознавая, что стоит за каждой.
Первая глава «Рождение хореографа» – биографическое введение в тему. Далее автор Александр Колесников фокусирует внимание на собственно развитии и росте Театра Григоровича в разных его ипостасях: «В балетном мире Чайковского», «В кругу современников», «Пространство классики»… В главе «Годы. Люди. Встречи» собраны контакты Григоровича, случившиеся более чем за полвека его балетной карьеры: Галина Уланова, Марина Семёнова, Дмитрий Шостакович, Игорь Стравинский, Марк Шагал, Николай Бенуа, Роберт Джоффри, Кшиштоф Пендерецкий, Фредерик Аштон, Джон Кранко, Ролан Пети, Тамара Туманова, Иветт Шовире, Алисия Алонсо, Ноэла Понтуа. Разве всех перечислишь!
Особо важным для исследователей жизни и творчества Григоровича станет заключительный раздел «Хронология основных событий жизни и творчества», где чуть не по дням расписано бытие хореографа. И если читать подряд эти документальные фиксации его шагов, то и от этого может закружиться голова – от самой плотности художественных событий, в которых участвовал Григорович как их создатель и как их современник.
Стоит сказать, что издание «Юрий Григорович. Путь русского хореографа» и произведение полиграфического искусства. Предпечатная подготовка и печать (художник Валерий Милованов) выполнены издательством «Театралис». Оно плодотворно сотрудничает с разными организациями, издаёт журналы, в числе их постоянных партнёров Вахтанговский театр, МХТ им. А. Чехова, Московская академия хореографии, Дирекции премий Benois de la danse и ТЭФФИ. Но к балету у них отношение особое. Они всегда понимают масштаб своих героев. А именно: за 70 лет творческой деятельности Юрий Григорович поставил более 20 балетов в 20 странах мира, показанных в 50 государствах на всех обитаемых континентах. Совокупная аудитория его спектаклей не будет подсчитана никогда.
Александр Максов