– Скажите, эти картины светятся потому, что здесь профессионально направленный свет, или в обычном освещении всё выглядит точно так же?
– Я и сам впервые такое свечение вижу и очень удивлён – в наших музеях они не светятся…
Согласитесь, услышать столь лестное признание из уст Габриэле Барукка, куратора выставки «Лоренцо Лотто. Ренессанс в провинции Марке. Картины из итальянских собраний», – дорогого стоит: можно не иметь отношения к ГМИИ им. А.С. Пушкина, где сейчас экспонируются шедевры одного из выдающихся мастеров итальянского Возрождения, но от гордости за наших музейщиков никуда не деться.
Всего десять картин прибыли из разных городов обширной провинции Марке, чтобы у нас в Москве, в рамках программы «Exhibitaly – Итальянское совершенство сегодня», собраться в единую экспозицию. Это настоящий рождественский подарок для всех ценителей прекрасного! Входишь в маленький зал и замираешь на пороге: это пространство сверху донизу наполнено потоком лучистой энергии, и вдруг оказаться во власти его живительных струй – впечатление сильнейшее… Чистая метафизика.
По мнению искусствоведов, Лоренцо Лотто (1480–1556) на пятьсот лет опередил своё время, при жизни оставшись незамеченным, недооценённым, в тени более успешных коллег – Рафаэля, Леонардо, Микеланджело, Тициана. Он был открыт широкой общественности лишь в ХХ веке. Сеньор Барукка называет Лотто наилучшим посланником итальянской культуры, во всём великолепии представляющим миру истинную красоту и дух Возрождения. В небольшом формате выставки, таким образом, удаётся выразить представление не только о творчестве самого художника, но и с современной точки зрения определить его значимость для своей эпохи. Редко встречающееся даже у великих и признанных мастеров чувство света напоминает витражное проникновение солнечных лучей откуда-то изнутри холста – для работ Лотто это стало отличительной чертой. И хочется сослаться на музыкальность его живописи, когда трудно передать словами воспринимаемые сквозь время эмоции художника.
В Марке художник неоднократно бывал, подолгу жил, выполняя заказы в основном на роспись монументальных алтарных композиций и небольших молельных образов. Религиозные сюжеты в изобразительном искусстве того времени находили актуальное воплощение по принципу «представления», что делали, в частности, Перуджино, Мазаччо, Рафаэль. Первым из современников Лотто привнёс в свои работы психологизм на основе принципа «проживания», когда сюжет настолько открывается зрителю, что тот уже не может остаться безучастным, его волнение и душевный отклик приводят к сопереживанию героям картины. Именно Лоренцо Лотто начал диалог со зрителем. Вслед за ним более известными последователями этого принципа стали Тициан и Караваджо. И по сравнению даже с идущим через 250 лет душераздирающим Гойей Лотто, может быть, классицистически мягко, но всё же более широко охватывает пространство воздействия на зрителя.
Маленький шедевр среди крупных полотен «Св. Иаков странник» (1511–1513 гг.) открывает экспозицию, идущую против часовой стрелки, как будто устроители предлагают нам сократить пятисотлетний разрыв эпох и эстетических позиций. Однако здесь нет «развития» изобразительного языка, даже хронологическая развеска картин не «работает» на обыкновенное желание увидеть поэтапный рост мастерства. Все произведения равны по уровню качества и исполнения своей насыщенностью цветом и глубиной чувства… Постепенно мы переходим от знаменитого «Портрета Лючины Брембати» (ок. 1518 г.) из Академии Каррара в Бергамо к многофигурным композициям «Мистическое обручение св. Екатерины» (1523) и «Св. Семейство со св. Екатериной Александрийской» (1533), «Мадонна с Младенцем» (1526–1527), «Дева Мария» и «Ангел» из Благовещения (1526–1527), «Мадонна, коронуемая ангелами, с Младенцем и святыми Стефаном, Иоанном Евангелистом, Матфеем и Лаврентием» (1538)…
Но вот перед нами картина, как будто писанная другим художником, – совсем иные манера, техника, колорит. Это последняя работа Лоренцо Лотто, созданная мастером незадолго до смерти, – «Принесение во храм» (1554–1555) из Музея-сокровищницы храма Santa Casa (Святой дом Богородицы) в Лорето. Можно принять это полотно за фреску – приглушённые «выцветшие» краски, размытые линии, непроработанная условность образов… В ходе многолетних споров исследователи пришли к согласию, что это всё-таки не эскиз, а законченная картина. Тогда почему в ней слышна недосказанность? Прерван ли, сдержан собственный голос художника?.. Фресковый стиль придаёт полотну настроение аскетичной созерцательности, вводя зрителя в состояние покоя, царящего в храме...
Есть мнение, что Ренессанс мог бы развиваться иначе: если бы Лоренцо Лотто оказался вовремя признанным, то стал бы духовным пастырем своего времени. И по какому пути пошла бы тогда мировая культура, можно только гадать...