Недавно в Японии снова отметили так называемый День северных территорий. В состав которых, по японской версии, входят все Южно-Курильские острова. Этот «праздник» отмечается с середины 1970-х годов, а Токио с тех пор официально назначает своих чиновников на эти территории…
И что интересно: многие японские ведомства периодически публикуют карту тех самых территорий, на которой японскими обозначены не только Южные Курилы. Из этих карт следует, что до сих пор якобы не определена государственно-территориальная принадлежность не только остальных Курил, но и Южного Сахалина… Видимо, это потенциальные «северные территории» для японских чиновников.
Впрочем, Япония уже не первое десятилетие претендует и на некоторые китайские, корейские острова. Но Китай, Тайвань, Южная и Северная Корея – вопреки их известной взаимной враждебности – в данном случае готовы совместно защищать целостность своих государств. При этом они, подчеркнём, считают неправомерными и территориальные претензии Японии к России. Эти обстоятельства вынуждают Токио менее активно выступать с притязаниями на некоторые китайские и корейские острова.
Между тем ещё с конца 1950-х годов такие, казалось бы, идеологически несовместимые государства, как Северная Корея и Тайвань, выступают с предложением общерегиональной конференции глав государств и правительств, которая подтвердила бы нерушимость границ на Дальнем Востоке. Тогда и Монголия поддержала Пхеньян с Тайбэем по этим вопросам и советовала СССР принять участие в созыве такой конференции.
В 1960-х за это стала выступать и Южная Корея. Но СССР по ряду причин не отзывался на эти идеи.
Предложения о дальневосточном совещании, подобном Хельсинкскому 1975 года, зафиксировавшему нерушимость послевоенных границ в Европе, и сегодня выдвигают Китай, обе Кореи, Тайвань. Но их, похоже, не слышат ни в Москве, ни в Вашингтоне, ни в Токио. С Вашингтоном и Токио, в общем-то, понятно. А вот что касается России, тут возникает большой вопрос: а почему?
Некоторые японские эксперты полагают, что объяснение тут вот какое. В отличие от названных стран, отвергающих давние японские притязания, наш Дальний Восток слишком сильно зависит как от экспорта разнообразного сырья в Японию, так и от финансирования японцами дальневосточных проектов в России. Включая проект экспортного нефтепровода ВСТО (Восточная Сибирь–Тихий океан), предназначенного не столько для снабжения топливом наших регионов, сколько для экспорта российской нефти. И прежде всего – в Японию. Создание этой «трубы» зависит от иностранных, особенно японских, капиталовложений и технологий. А такой расклад едва ли позволяет Москве участвовать в «коллективном принуждении» Токио к «дальневосточному Хельсинки». И соответственно к признанию Японией нерушимости дальневосточных границ.
А вот Китай, Тайвань и Южная Корея зависят от японского финансирования, да и от экспорта сырья в Японию намного меньше России. Поэтому им куда проще выступать за претворение хельсинкской «схемы» на Дальнем Востоке. Что касается Северной Кореи, она всецело зависит от Китая и тоже готова участвовать в процессе.
Увы, Россия не решается проявить инициативу и подстегнуть данный процесс. Приходится терпеть бесконечные японские выходки по этому вопросу.
Япония, чувствуя, что коллективного противостояния нет, повышает градус своих притязаний на российские острова. Ведь эти острова могут сделать Японию обладателем самых крупных водных пространств на Дальнем Востоке. А на шельфах этих островов разведаны крупные ресурсы нефти и газа, которые Япония традиционно импортирует. Так что её подстёгивает и экономическая составляющая.
И так как пока нет коллективного прессинга на Токио, нет согласованного стремления большинства дальневосточных стран к «дальневосточному Хельсинки», японские политики могут до бесконечности тешить свои территориальные амбиции…