Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 29 января 2019 г.
  4. № 4 (6676) (30.01.2019)
Литература Библиосфера

Путём отступника

29 января 2019

Андрей Волос. Шапка Шпаковского.
– М.: Издательство «Э», 2018.
– 320 с. – 1000 экз.

Популярный современный прозаик Андрей Волос написал весьма любопытный роман. В основе его замысла находится история о преуспевающем и раскрученном литераторе Иннокентии Догавцеве, который творит под псевдонимом Семён Сухотруб. Он – автор многочисленных книг о супергерое Генералове, который совершает множество боевых подвигов, предотвращая преступления или же карая за них. Эти книги пользуются большой популярностью и приносят автору неплохой доход. Он – успешный поставщик современных бестселлеров и умело пользуется этим положением в писательском и издательском мире.

Собственно говоря, сюжет и интрига романа начинаются в тот самый момент, когда писатель неожиданно даже для себя самого принимает решение отказаться от сочинения очередной порции pulp-fiсtion (англ. «Бульварное чтиво». – Ред.), хотя от него ждут только продолжения этой дурной бесконечности новых и новых похождений и подвигов Генералова. В одной из историй он рассказывает о смерти своего героя-супермена.

И тут начинается самое интересное и главное. Возникает ситуация, что этот волевой и ответственный поступок вызывает самую отрицательную реакцию со стороны всего окружения писателя: его решением резко недовольны издатели, читатели, друзья, знакомые и женщины Догавцева, не желающие, чтобы он вышел из накатанной колеи.

Более того, не удовлетворён своим выбором и сам литератор, так как с этого самого момента и дела в жизни его разлаживаются, и сам он лишается былого психологического комфорта. Ему становится жить неуютно и тревожно, что он весьма эмоционально воспринимает.

Вообще говоря, принято считать так, что если художник избирает в качестве материала для изображения своё ремесло, то это – признак некоторой вторичности его произведения. Театр в театре, кино о кино, живопись, демонстрирующая художника, и т.п. Всё это так, хотя в классике можно обнаружить множество случаев продуктивности обращения к этой теме. Достаточно вспомнить хотя бы Булгакова с его «Мастером и Маргаритой».

На мой взгляд, этой опасности удалось избежать в данном случае и Андрею Волосу. Его персонаж Иннокентий Догавцев решает прекратить бесконечную череду своих подделок под литературу, а мы переживаем за его дальнейшую судьбу и втайне желаем, чтобы он перестал «истерить» и вернулся в прежнее своё положение. Тогда всем нам будет немного спокойнее: дескать, всё встанет на свои места и каждый займётся своим делом.

Но автор «Шапки Шпаковского» не доставляет такого удовольствия. Он ведёт своего героя тернистым путём отступника. К делу примешиваются полоумные друзья Иннокентия, в том числе и Шпаковский, который изобретает своего рода шлем (шапку, от того и название), который призван сохранить его мозг от внешних влияний. Активно участвуют деятели издательско-редакционной сферы, киношники. Подключаются мафиозные круги, полиция и психиатры «в штатском». Ряд эпизодов книги происходит в психушке.

Но это всё не так интересно, как литераторская линия повествования. Одним из наиболее ярких и выразительных моментов является встреча Иннокентия с читателями. Один из них, вероятнее всего, сам графоман и психически нездоровый человек, допытывается, как именно происходит творческий процесс создания нового произведения.

Герой Волоса вспоминает обстоятельства его захудалого, убогого быта на задворках Москвы, но вместо этого развёртывает фантасмагорическую, высосанную из пальца историю о том, что замысел у него зарождается где-то в суровых землях Шотландии, где, как известно, полно мужиков в клетчатых штанах. Потом идея обкатывается и обрастает плотью под небом Калифорнии. А окончательную форму обретает под югом Ниццы и Лазурного Берега… Слушатель сглатывает густую слюну и завидует чёрной завистью быту современных сочинителей.

А что остаётся нам? Как говаривал в своё время товарищ Сталин, «завидовать». В том числе и тому, что писателю удалось выйти и вывести своих читателей из накатанной колеи.

Сергей Казначеев

Тэги: Сергей Казначеев
Обсудить в группе Telegram

Сергей Казначеев

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Комплекс Грушницкого

    03.08.2022
  • Право слова

    20.07.2022
  • Как отзовётся имя в веках

    29.06.2022
  • Опасная футурология

    08.06.2022
  • Мой деревянный район

    01.06.2022
  • Чёткий

    91 голосов
  • Два Третьякова

    54 голосов
  • Право слова

    39 голосов
  • Человек-зигзаг

    37 голосов
  • Территория Прокопенко

    32 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS