Богатейшие традиции молдавской литературы, восходящей к великим книжникам Григорию Уреке и Мирону Костину, сохранились и приобрели новое звучание в творчестве молдавских классиков XIX века: Василе Александри, Михая Эминеску, Иона Крянгэ, Георге Асаки, Константина Стамати и других. Эта благодатная почва подготовила появление в Тирасполе в 20-е годы XX века целой плеяды талантливых литераторов, пишущих на молдавском языке. Именно они составили костяк созданного в апреле 1928 года в городе на Днестре Союза писателей МАССР «Рэсэритул» («Восход»). Творившие в нашем городе первый председатель писательской организации фольклорист Павел Кьору (Киор-Янаки), поэты Леонид Корняну, Михаил Андриеску, Нистор Кабак, прозаики Лев Барский, Думитру Милев, Мозес Кахана, Ион Канна, Никита Марков являются основоположниками молдавской советской и приднестровской литературы. В период её «восхода» особенно проявилась теснейшая взаимосвязь с послереволюционной украинской литературой и «южнорусской школой».
В Харьковской литературной студии в 20-е годы XX века вместе с тираспольскими литераторами начинали такие мастера слова, как продолжатель традиций Тараса Шевченко украинский поэт Павло Тычина, русские советские писатели Валентин Катаев, Юрий Олеша, поэты Владимир Нарбут, Эдуард Багрицкий.
Выдающийся русский поэт-акмеист, журналист и издатель Владимир Иванович Нарбут, организатор литературного процесса в советской Новороссии, с апреля 1920 года руководил ЮГРОСТА – колыбелью «южнорусской школы». Южнорусский период в судьбе и творчестве Нарбута оказался неразрывно связанным и с Тирасполем. Именно здесь в 1921 году было написано знаменитое впоследствии стихотворение «Октябрь», открывшее его авторский сборник того же года – «Советская земля».
В Тирасполе окреп талант поэта-фронтовика Симиона Моспана, погибшего в годы Великой Отечественной войны, и замечательного поэта Николая Цуркану. Здесь выпустил в свет свой первый поэтический сборник Петря Крученюк, книги которого впоследствии издавались многотысячными тиражами по всему миру, переводились на многие языки, на русский – Анной Ахматовой, Владимиром Фирсовым и Михаилом Светловым.
Поступательную динамику литературного процесса Приднестровья, «первая волна» которого воплотилась в творчестве плеяды Союза писателей «Рэсэритул», не смогли прервать ни репрессии, ни Великая Отечественная война, ни тяжёлые годы возрождения страны из пепла.
По-разному складывалась творческая судьба «поколения 1945 года». Творчество Петри Крученюка получило широкое признание, он стал классиком ещё при жизни. Стихи Николая Цуркану и Ореста Высотского можно считать «возвращённой» литературой, они только сейчас начинают звучать в полный голос.
Расцвет поэтов «второй волны» – Николая Фридмана, Бориса Крапчана, Петра Илюхина – приходится на период конца 60-х – конца 80-х гг. ХХ века.
Этот период, который можно назвать «двадцатилетием «Взаимности», связан прежде всего с именем поэта Анатолия Дрожжина. Именно с появлением в Тирасполе в 1975 году и приходом в тираспольское литературное объединение этого автора «Взаимность» превращается в творческую лабораторию, во многом определившую направление развития «третьей волны» тираспольской литературы.
А. Дрожжин по праву может считаться зачинателем новейшей литературной волны. Созрев как мастер, он создаёт и возглавляет Тираспольскую писательскую организацию, впервые формулирует идею создания Союза писателей Приднестровья.
«Мускулистый», пластичный стих, простые, осязаемые метафоры, – вот особенности творческого почерка Дрожжина. «Бытийная», «почвенная» интонация его поэтики оказала мощное влияние на всю современную приднестровскую поэзию.
Новые идейно-тематические пласты нащупывает в своём творчестве ещё один приднестровский поэт, ныне живущий в Москве, Владимир Полушин. Зримый, знакомый вещественный мир для него – лишь ступенька, преодолев которую, можно сделать шаг в незнаемое.
Духовное начало стало определяющим для поэзии Валентина Ткачёва, Сергея Чернолева и Валентина Ловицкого, Сергея Багнюка, Виктории Мозер. Предельного накала духовный поиск достигает в стихотворениях Андрея Варфоломея, обращающегося к корневым смыслам мироздания, мифологической первооснове жизни, черпающего вдохновение в стихии песенного русского и общеславянского фольклора.
Неповторимость, несмотря на сопричастность единому литературному процессу, яркий индивидуализм в выборе тем, в технике воплощения авторских идей и замыслов – вот, пожалуй, одна из определяющих характеристик современной приднестровской литературы. Батально-жёсткое и в то же время чуткое к боли человеческой, гражданственно-пафосное слово Леонида Литвиненко, Александра Вырвича и Антонины Лосевой, щедро наделённая «зноем чувства» женская лирика Ольги Молчановой, незамутнённые, по-детски светлые, как извор (по-молдавски – родник) стихи Галины Гурски, Натальи Дендемарченко. Исканиям Ольги Сизовой оказался созвучен творческий путь Ольги Выхованец. Глубоко реалистичное осмысление дня сегодняшнего проступает в прозе днестровчан Валерия Кожушняна и Никандра Елагина, бендерчанки Ларисы Черниковой, дубоссарцев Елены Степановой и Юрия Анникова. Извечную тему провивоборства добра и зла исследует в своих рассказах и повестях Инна Ткаченко. Таковы её повесть «47-й скорый» или рассказ «Анишоара».
На протяжении всех этих десятилетий развитие литературы в Приднестровье рука об руку шло с развитием театра, изобразительного искусства. Наглядный пример такой взаимосвязи: днём рождения Молдавского государственного драматического театра считается 7 ноября 1933 года. Именно в этот день в Тирасполе впервые был сыгран спектакль «Бируинца» («Победа»). Примечательно, что эта пьеса считается первым оригинальным драматическим произведением в молдавской советской литературе. Её автор – Самуил Лехтцир (1901–1943). Сегодня в драматургии работают самобытные приднестровские авторы Евгений Зубов и Лариса Стойлова.
Разумеется, «живой» литературный процесс невозможен без периодики. Отчасти в этом плане Союзу писателей Приднестровья повезло: уже в течение восьми лет при поддержке государства под эгидой творческого писательского цеха республики выходит литературно-художественный альманах «Литературное Приднестровье». Ежегодный ритм выхода, внушительный объём – около 20 авторских листов – во многом определяют и его содержание. Альманах – это своеобразная картина «всех времён литературного года» Приднестровья. Здесь, в рубриках «Проза», «Поэзия», «Публицистика», «Критика», «Юмор и пародии», «Детская страничка», публикуются как произведения уже сложившихся, знакомых читателю приднестровских писателей, так и начинающих авторов. Открывает ежегодный альманах традиционная рубрика «Поверх барьеров», где публикуются эссе, поэзия и проза известных авторов из России, Украины, Молдовы. Так, в свежем номере «Литературного Приднестровья – 2008», вышедшем буквально накануне Дней Москвы в Приднестровье, помещено эссе «Прививка благородства» старейшего русского писателя Молдовы, доброго друга приднестровских авторов Николая Савостина, стихи кишинёвского поэта Александра Миляха, целая подборка произведений омичей, в том числе стихи известного поэта Юрия Перминова, проза Юрия Виськина и Людмилы Ефремовой.
Альманах «Лоза», подготовленный силами Тираспольской писательской организации к 215-летию приднестровской столицы, открыл рубрику с символичным названием «Русское поле». В неё вошли произведения мастеров русского слова, присланные специально для публикации в «Лозе», в том числе – эссе выдающегося писателя-фронтовика Юрия Бондарева, стихи Светланы Сырневой, проза Сергея Азарова. Своими впечатлениями от посещения в Тирасполе Республиканского театра драмы и комедии им. Н. Аронецкой с читателями «Лозы» поделилась главный редактор журнала «Страстной бульвар, 10» Анастасия Ефремова. Вместе с молодыми авторами из Тираспольской молодёжной литературной студии «Лоза» в рубрике «Первый шаг» опубликованы произведения писателей из Одессы, объединённых в творческую группу «Lito. Одесса». Молдавская секция Союза писателей Приднестровья (а их в союзе три – русская, молдавская и украинская) подготовила и выпустила в 2008 г. в свет первый номер красочного литературно-художественного журнала для детей «Мэргэритоаре» («Маргаритка»).
К сожалению, зачастую в решении насущных вопросов издания литературной периодики на пути приднестровских писателей возникают непреодолимые преграды. Например, по необъяснимым причинам прекращено финансирование журнала Союза писателей Приднестровья «Днестр». Задумывался этот журнал как отображение живого пульса литературной жизни, средство прямого общения с читателем, с периодичностью выхода не реже четырёх раз в год. Однако выходил он только раз в год, превратившись в «уменьшенное подобие» «Литературного Приднестровья». А ныне, уже свёрстанный, журнал и вовсе остался «за бортом» государственного издательского плана. Не удалось пока воплотить и идею выхода в свет тираспольского альманаха «Лоза» хотя бы с ежегодной периодичностью. Не меньше проблем и с публикациями авторских книг приднестровцев.
Издательские трудности приднестровские авторы стараются компенсировать поездками, встречами, живым общением с любителями художественного слова. Так, уже второй год в сёлах республики проходит организованный по инициативе Тираспольской писательской организации литературный марафон «В начале было Слово». В какой-то мере продолжением этой долговременной акции можно считать и недавнее посещение делегацией приднестровцев многострадальной Южной Осетии. Там писатели Приднестровья приняли участие в открытии Года Коста Хетагурова, выдающегося осетинского поэта, создателя литературного осетинского языка. Именно там, в Цхинвале, в разрушенной грузинскими обстрелами южноосетинской столице, с особой силой и яркостью проступила нетленная евангельская истина: «В начале было Слово». В начале мира, добра и созидания…
Немецкий романтик, любимый писатель Достоевского, Теодор Амадей Гофман дал одно замечательное определение: «Романтизм – это бесконечное стремление». Пусть творческие достижения приднестровских литераторов будут лишь возможностью увидеть новые горизонты, идя по-прежнему путём живого слова, и пусть источник вдохновения на приднестровской земле будет неиссякаем.