Уже не первый раз Фонд поддержки искусств «Арт-линия» удивляет своими проектами. Я хотела написать выставками – это, однако, не отразило бы в полной мере то, что предлагает посетителям и любителям изобразительного искусства генератор идей и – по совместительству – президент фонда Мария Копьёва, поскольку на фоне традиционных выставок они выделяются оригинальностью замысла, формой подачи материала и каким-то особым и очень свежим взглядом на вещи: «Спорт в искусстве», «Шаг к бронзе». Своеобразным, многоплановым действом стала выставка «Дети нашего двора». Вот, я нашла правильное слово «действо», поскольку она включала в себя целый комплекс вещей: галерею потрясающих по выразительности фотографий, выставку бронзовой скульптуры – любимого конька Марии – на пленэре и в помещении. Музыкальная часть была представлена скрипичной музыкой и вокалом, что изящно, с большим вкусом вписывалось в общую концепцию этого события.
Прочитав статью Марии Москвичёвой («МК» от 16 июня с.г.) о новом проекте фонда «Русская бессонница», я поспешила в музей-заповедник «Царицыно».
Выставка, расположенная в четырёх залах музея, напоминает складень, где каждый зал, символизируя различные фазы ночи, предлагает что-то своё, а в целом она объединена общей мыслью-загадкой, которая как бы приоткрывает невидимую дверь в творческую мастерскую художника. Замечательная параллельная выставка «Праздники по-русски» в соседних залах вполне оправдывает своё название, однако эта выставка традиционно статична для восприятия и напоминает красивый натюрморт – в переводе это слово означает мёртвую или застывшую натуру. Русская же бессонница являет собой живой организм. Он дышит, он звучит, я даже вдруг начала ощущать терпкий запах полудремотного состояния. Скульптуры ожили, и я явно чувствовала, как они в сумраке зала общаются между собой (две бронзовые головки – «Поцелуй») и с пространством («Звездочёт», «Ночью», «Деревья»). У меня не возникало желания читать таблички, чтобы узнать имя автора. Я просто окунулась в поток чувственных ощущений, который уносил меня в полуреальный мир на стыке сна и бодрствования, и это ощущение возрастало по мере продвижения из зала в зал.
Поражает фантазия организаторов выставки – на самом деле очень сухое и не очень подходящее определение для авторов-задумщиков этого культурного события. Я умышленно не хочу давать подробного описания выставки, тем более что это уже сделала корректно и профессионально Мария Москвичёва. Хотелось ограничиться лишь непосредственными впечатлениями от увиденного.
И опять присутствие музыки, которая становится постоянным и значимым элементом выставок фонда. Вошедшие сейчас в моду инсталляции – мы даже, не особо задумываясь, заимствовали. Это слово вызывает у меня ассоциации с вертящимися на ветру игрушечными бумажными пропеллерами – думай, что хочешь. Там упрощённая имитация жизни. Здесь же живое дыхание мысли, переносящей посетителей в иное измерение, в эмпиреи чувств, и делающей их соучастником этого загадочного действа. Оригинальный светодизайн Карстена Винкельса из Германии добавляет ему атмосферы сумеречной таинственности.
Уходя с выставки, я взяла с собой буклет, который открылся ещё одной створкой складня, – там прекрасные стихи поэтов, рождённые в бессонные часы творчества. Выставка продолжала говорить со мной. Я увидела в этом нечто новое, ни на что не похожее, а самое главное – не поддельное, не надуманное, а настоящее – и была опьянена звуком внутреннего голоса Художника.
• С. Бычков. «Собака и луна»
• Е. Казанская. «Поцелуй»