ПРОЗА
Владимир Орлов. Земля имеет форму чемодана. – М.: АСТ, 2013. – 640 с. – 10 000 экз.
По странному, если не сказать мистическому, совпадению, новый роман Владимира Орлова появился на книжных прилавках Москвы именно в этот день, когда должна была открыться выставка в наделавшем шума чемодане Louis Vutton на Красной площади. Если добавить к этому, что имя автора произведения совпадает с именем владельца чемодана графа Владимира Орлова и название романа тоже содержит чемодан, совпадение перестанет быть странным. Причудливый и остроумный, фантасмагорический и совершенно нереальный, овеваемый мистическим холодком потустороннего, «Чемодан» Владимира Орлова заставляет увидеть окружающую нас привычную обыденность иными глазами. Главный герой – бездельник, который оказывается сначала стриптизёром в московском клубе, затем на содержании у богатой «купчихи», а напоследок и вовсе каким-то «Пробивателем» или «геонавтом» с непонятной никому целью. Это своего рода приглашение в яркий феерический мир, полный необычных загадок и неожиданных решений.
ПОЭЗИЯ
Александр Ерёменко. Матрос котёнка не обидит. – М.: Фаланстер, 2013. – 375 с. – 1000 экз.
Когда-то Александра Ерёменко объявляли королём поэтов, как Северянина. Его стихотворение «В густых металлургических лесах» получило столько критических комментариев и рецензий, что их можно было бы издать отдельной книгой. И вот перед нами – наиболее полное собрание сочинений виднейшего московского поэта-метареалиста. Это стало ярким событием в книжном мире. Интересно заново прочитать не только стихи, многие из которых стали хрестоматийными, но и биографию поэта, и интервью с ним. Включены в книгу и переводы, прозаические тексты, статьи Ерёменко. Но главное, конечно, сказано в стихах. Эпоха на сломе, переоценка всех ценностей, неподражаемая ирония – всё это Александр Ерёменко:
Там жена моя вяжет
на длинном и скучном диване,
там невеста моя
на пустом табурете сидит.
Там бредёт моя мать то по грудь,
то по пояс в тумане,
и в окошко мой внук
сквозь разрушенный воздух глядит.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
Мариэтта Турьян. Русский «фантастический» реализм. – СПб.: Росток, 2013. – 448 с. – 500 экз.
Книга доктора филологических наук Мариэтты Турьян составлена из статей, написанных в разные годы и посвящённых теме, которая русскими литературоведами изучена пока приблизительно: «фантастической» литературе эпохи конца русского романтизма – начала реализма. Владимир Одоевский и Антоний Погорельский – вот авторы, чьё творчество (сюжеты, мотивы, фольклорное, литературное и биографическое влияние) находятся в центре внимания Турьян. Её также привлекли критические статьи И.С. Тургенева («Гамлет и Дон Кихот», «Фауст»), где было сформулировано целостное представление об изменениях в литературном процессе (а кроме того, в плане полемики Тургенева и Одоевского). Бóльшая часть книги Турьян посвящена тем литературным произведениям, которые малоизвестны среднему читателю; однако тем важнее помощь, которую она может оказать в восполнении пробелов в понимании этапов и взаимосвязей литературного процесса.
ЖЗЛ
Владислав Отрошенко. Сухово-Кобылин: Роман-расследование о судьбе и уголовном деле русского драматурга. – М.: Молодая гвардия, 2014. – 304 с. – 4000 экз.
Александр Васильевич Сухово-Кобылин был, казалось, баловнем судьбы: знатный и богатый барин, статный красавец, великолепный наездник, любимец женщин, удачливый предприниматель, драматург, первой же комедией «Свадьба Кречинского» потрясший столичный театральный мир. Но за подарки судьбы приходилось жестоко расплачиваться: все три пьесы Сухово-Кобылина пробивались на сцену трудно, обе жены-иностранки вскоре после свадьбы умерли у него на руках, предприятия пришли в упадок, литературные и философские труды обратились в пепел. Особенно повлияло на его жизнь и творчество беспрецедентное по запутанности и масштабам уголовное дело об убийстве его французской любовницы, в котором драматург был обвинён. О гении и злодействе, воле рока и человека, власти случая и разума повествует написанная на основе документов и следственных материалов книга серии «ЖЗЛ» – сплав исторического романа с расследованием громкого уголовного преступления.
ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Елена Счастливая. Фотография для детей и подростков. – СПб.: Фордевинд, 2014. – 96 с.: ил. – 5000 экз.
Книга предназначена для детей и подростков, всерьёз увлёкшихся фотографией. Фактически информация из обучающего авторского курса фотографа Елены Счастливой адаптирована для детей, изложена упрощённым, сжатым языком. Ребята узнают, что такое выдержка, композиция, светофильтры и многое другое. Отдельно рассказано об особенностях различных типов фотосъёмки – пейзажной, репортажной, портретной, работе с «мёртвой натурой» и постоянно движущимися живыми существами – зверями, насекомыми, младенцами и отнюдь не всегда желающими позировать взрослыми. При всей лаконичности изложения советы, которые даёт автор, действительно полезны, а многочисленные иллюстрации – информативны. В конце книги будет рассказано об азах обработки фотографии в программе «Фотошоп», а также о законе и этике, регулирующих работу фотографа и авторском праве. Хотя автор не ставит себе такой специальной обучающей цели, по всей книге рассеяно немало сведений об истории фотографии, а также природе оптических эффектов.